Скоро выборы главы района, по-новому – главы (мэра) г.Горнозаводска, а вокруг такая тишина… И не понятно почему, ведь поговорить есть о чём.
Ну, хотя бы о том, что эти выборы – не совсем выборы. Или совсем не выборы – это уж кто как решит. Потому что, выборы – это когда, так или иначе, выбирает народ. Раньше главу Горнозаводского района выбирали на всеобщих выборах и тайно:
– «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах».
Однако закон предусматривал еще и другие способы выборов главы района, а именно:
– «представительным органом муниципального образования из своего состава», т.е. избранными депутатами;
– или на сходе граждан…» (статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее – Закон 131-ФЗ).
Но с недавнего времени законодатель творчески развил понятие «избираемости» «выборного должностного лица местного самоуправления», добавив через «или» еще и «выборы»
– «представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса».
Теперь кроме народа и депутатов в списке выборщиков появилась некая «конкурсная комиссия». А порядок проведения конкурса этой комиссией принимают депутаты. Каково? Депутатов выбрали, они имеют право выбрать главу сами, но зачем-то принимают решение доверить первичный отбор кандидатов кому-то другому. Получилось, что в законе теперь присутствуют совсем не похожие друг на друга, но «равные» способы выборов глав муниципалитетов, где может выбирать:
а) народ из любых граждан, обладающих избирательным правом
б) депутаты из тех, кого избрал в депутаты народ
в) депутаты из тех, кого выберет не народ и не депутаты.
И какой способ и почему применяется теперь в Горнозаводском районе? Способ в) – выборы комиссией. А почему? Так получилось. Район переформировался в городской округ, Устава у округа еще нет, но форма выборов главы округа (г.Горнозаводска) уже работает самая «демократичная» — комиссией. Такой способ теперь и будет навсегда. Про остальные можно забыть.
Здесь стоит вспомнить Конституцию РФ, где в ст.3 говорится, что…
«2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.»
Теперь у нас власть осуществляется не «непосредственно» народом, а «также» и не по «высшему и непосредственному выражению», а опосредованно и «третьесортно».
Кому же должен быть доверен законом отбор кандидатов, если не народом и не депутатами?
Вот кому: «…половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования (депутатами), а другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (губернатором)». Вот так!
А теперь вспомним, кого мы выбираем – муниципального главу, главу органа местного самоуправления, точнее – «выборное должностное лицо местного самоуправления». Так можно ли назвать выборами выборы главного по местному самоуправлению неизвестной комиссией под контролем губернатора?
Статья 130 Конституции РФ гласит: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления…». Где тут написано про губернатора?
Придумав для местного самоуправления «конкурсную комиссию» и поменяв с 2015 года закон, законодатель дал волю творчеству и на местах, указав в законе, что «условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения».
Проект «Положения о конкурсе» уже написан. И в нём совершенно «неожиданно» мы находим требование к будущим кандидатам, а именно, что главой г.Горнозаводска может стать только кандидат… со стажем работы на муниципальной должности. Так решили авторы «положения». Так решат и депутаты.
И законодателю, и депутатам, и авторам положений все равно, что в Конституции РФ написано:
«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (п.2. ст.32).
или что:
«Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (п.4. ст.32).
Не стоит, оказывается, понимать Конституцию так уж буквально…
Интресно у нас теперь получается:
- министром науки и высшего образования Российской Федерации может быть финансист (гражданин Котюков М.М.), который никогда не проводил, не руководил ни вузом, ни кафедрой, ни лабораторией, ни экспедицией.
- министром обороны может быть доктор экономических наук (СердюковА.Э.)
- Президентом РФ – любой гражданин, наделенный избирательным правом.
А вот в мэры Горнозаводска будет нужен непременно кандидат с опытом «мэрства»! Просто квалифицированный специалист не подойдет, каким бы умным и деловитым он ни был. Даже если знаниям и моральным качествам этого специалиста местные жители целиком и полностью доверяют и готовы за него голосовать.
Итак, наши депутаты не вправе будут просто выбрать главу сами, а приняли «мудрое» решение о том, чтобы первичный отбор из «многочисленных» кандидатов на должность главы совершила некая комиссия. Но всё таки не доверяя этой комиссии целиком и полностью или предполагая, что комиссия тоже не всё может, депутаты примут решение о формальных требованиях к кандидатам (наличие муниципального стажа). Получается, что зная лучше всех требования к кандидатам на должность главы, депутаты сами по своим же требованиям выбирать не могут и не будут.
Кто-то что-то понимает в такой логике?
Конечно, все и все понимают. А именно, что в закон внесены существенные ограничения на реальное местное самоуправление. Вот и всё. В итоге, мы имеем:
а) если выбирает комиссия, то выбирает не население и даже не избранные населением депутаты;
б) если половина членов в конкурсной комиссии от губернатора, то победить (набрать больше половины голосов членов комиссии) никак не может кандидат, который губернатора не устраивает;
в) если выбирает губернатор, то зачем это приравнивать к «всеобщему», «равному», «прямому» и «тайному». И что теперь считать «местным самоуправлением»?
Нет. Это точно не местное самоуправление. И ответственность за такой «выбор» главы района теперь всецело будет лежать на губернаторе и только на губернаторе. Избиратель, и даже депутаты тут будут уже ни при чём.
Остальные особенности «выборов» можно просто отнести к разряду второстепенных.
Например, то, что кандидаты должны представить на усмотрение комиссии свою «Программу развития Горнозаводского городского округа». Никогда кандидаты в главы никаких обязательных программ не имели, теперь должны иметь. Наверное, это неплохо, но программ кандидатов простой избиратель не увидит, потому что «выборами» это не предусмотрено.
Или то, что кандидаты должны представить комиссии «сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей…». Нет и никогда не было никаких критериев по доходам кандидатов или по источникам этих доходов – нельзя отказать гражданину в праве быть избранным, есть или нет у тебя доходы и какие они. Вообще, сведения о доходах депутатов и чиновников были введены для их публикации, для информирования граждан, избирателя… Теперь про народ забывают, а местами и совсем забыли, а в доходы кандидатов заглянут даже не народные депутаты, а те, кто делает за них и за нас выбор главы.
И еще «тонкость». Или заметное отличие от «всеобщего» и «тайного»: голосование среди членов комиссии, а затем и депутатов проводится в открытой форме. Это чтобы было очевидно, кто и как голосует. Чтобы никто не мог проголосовать, как ему действительно хочется, а не так, как накануне договорились.
Вот такие у нас теперь особенности «самоуправления» и «выборов».
«Горячие головы» относят новую форму «выборов» к официальной коррупции, мол, такие «выборы» есть присвоение власти в интересах узкого круга лиц без учета даже мнения народа. И ошибаются. Так как «коррупция» — явление противозаконное, а у нас — всё по закону. Понятия же «официальная коррупция» закон не предусматривает. Да и «захват власти» — явление насильственное, а у нас — никакого насилия и всё мирным путем. Обычные и законные выборы.
Хотя… еще недавно выбирали сами и только сами, а теперь даже на выбор повлиять не можем. Ведь целая революция совершилась в избирательном праве, а мы и не заметили как.
Политика не стоит на месте, и занимается всеми нами, даже если мы в этой политике не участвуем. Куда девалась былая пролетарская и всенародная политическая грамотность?
Обсуждение в «Подслушано»: https://vk.com/publicgornozavodsk.podslu?w=wall-138517408_55511