Памяти Николая Прокошева.
У нас замечательный край! Он не только богат своими недрами, но и интересен своей историей: историей земли и природы, историей населения и отдельных личностей, историей создания промышленности и ремеселенного мастерства. Много хороших людей любили Пермский край и посвещали себя ему целиком и полностью, каждый по-своему.
Были среди тех, кто любил наш край, и такие люди, кто заглядывал очень далеко в его историю. Одним из таких был Николай Афанасьевич Прокошев, известный археолог.
Николай Афанасьевич Прокошев родился в семье вятского рабочего 9 (22) декабря 1907 года. Едва окончив школу, 16 лет от роду, Николай последовал по стопам отца, устроившись подсобным токарем на хромовый завод. Однако тяга к знаниям заставила Николая Афанасьевича продолжить обучение, и в 1926 г. он поступает в МГУ изучать археологию на историко-философском факультете. В 22 года Прокошев ― уже вполне состоявшийся археолог, на счету которого самостоятельные раскопки в Карелии, где молодым ученым собрана коллекция орудий каменного века.
В планах Прокошева стояло продолжить обучение в аспирантуре РАНИОН, однако судьба распорядилась иначе. В 1930 г. Николай Афанасьевич поступает на должность заведующего историко-бытовым отделом Пермского областного музея. Так наш Край приобрел замечательного археолога, которому предстояло совершить массу интереснейших открытий на Урале.
Прокошева расстраивала нехватка древностей в экспозициях музея, отчего ученый решается на разведку ближайших к Перми археологических памятников ― стоянки Лёвшино и Турбинского могильника, а попутно проводит первые в стране раскопки Нижнеадищевской стоянки среднекаменного века. Эти раскопки привлекают к Прокошеву внимание больших ученых, и с их помощью археолог оказывается в Государственной академии искусствознания. В 1932―1933 годах Николай Афанасьевич продолжает исследовать древности Пермской области, участвуя в Камской экспедиции по реке Чусовой.
Впоследствии, Прокошев возвращается к раскопкам Нижнеадищевской (1935) и Левшинской (1936) стоянок, Турбинского могильника (1934―35). Кроме того, ученый обнаруживает немало новых следов древнего человека, в том числе в 1935 году первым начинает раскопки Роданова и Усть-Сылвенского городищ. Сделанные им открытия стали темой кандидатской диссертации «Пещерные памятники Урала как исторический источник» (1938), а также в других научных сочинениях.
Открытия Прокошева обрисовали удивительный мир новокаменного века в Прикамье, включая и наш Горнозаводский район. То была эпоха усиленного потепления климата после затяжного ледникового периода, которая началась 8 тысячелетий тому назад. Ледовый панцирь, который когда-то на 2000 метров высился над долиной нынешних Вижая и Пашийки, теперь частично растаял и отступил далеко на север. На территории Края уже вымерли пещерные медведи и мамонты, которых заменили северные олени, лемминги и песцы.
Первобытный человек промышлял охотой на всю эту живность. В новокаменном веке люди уже умели пользоваться луком. Наконечники стрел изготавливались из тонких и остро заточенных костяных пластинок, которые крепились к древку стрелы посредством речного ила. Другим крупным достижением новокаменных культур нужно назвать глиняную посуду, черепки которой во множестве обнаруживаются на стоянках древнего человека.
Наука обязана Прокошеву не только этими открытиями. Он отработал уникальную методику раскопок и наметил широкое поле дальнейших исследований, продолженных его коллегами и учениками. К сожалению, сам Николай Афанасьевич не смог порадоваться новым находкам. В ноябре 1941 года он уходит на фронт и погибает в боях за Ленинград в марте 1942 года.