wordРаспечатать для распространения

24 июня 1812 — первая Отечественная …

Ровно двести лет тому назад, 24 июня (по нов. ст.) 1812 года, на территорию нашей страны вторглась так называемая Великая армия французского императора Наполеона I Бонапарта. Началась война, которую в 1941-ом называли не иначе, как Первой Отечественной. К слову, вплоть до хрущевской «перестройки» знаменитая симфония П.И. Чайковского «1812-й год» служила неофициальным гимном СССР.

Почему Наполеон пошёл на Россию? Чего ему было надо от нас? Обратите внимание: на этот простой вопрос нет ответов ни в материалах школьной программы обучения, ни в официальных сообщениях в отношении войны 1812 года.

Домашнее задание на каникулы

Одним из очагов исторической памяти по-прежнему остаются школы. Приятно наблюдать, как по всей стране учителями готовятся различные мероприятия, которые будут проводиться в новом учебном году, начиная с 7 сентября (дата Бородинского боя) и до 7 декабря (дата подписания Александром I Манифеста об окончании войны).

В интернете появилось множество публикаций, где педагоги делятся своими секретами наилучшей организации празднеств. В числе полезных «рецептов» оказались:

— литературно-музыкальные композиции;

— экскурсии по памятным местам и музеям;

— организация школьного музея-выставки или фотогалереи;

— открытие при школах историко-краеведческих кружков и клубов, ориентированных на исследования по предмету войны 1812 года;

— конкурсы рисунков, плакатов и многое другое.

В обстановке таких настроений мы надеемся, что и наши, районные педагоги успеют подготовить к началу нового учебного года нечто оригинальное, о чем поведают Рунету. И по правде говоря, нам было бы особенно приятно, если бы эти добрые новости сообщались, в том числе, через сайт Движения «ГОРН».

Пока же мы ожидаем вестей из района, хочется с удовлетворением отметить отсутствие шаблонности в подготовке россиян к юбилею. Конечно, воздается должное типичным, традиционным школьным мероприятиям — с чтением стихов, с выдержками из Л.Н. Толстого, с викторинами, с песнями. Но кое-где организуются необычные, нетипичные мероприятия. Например, встречи с… ветеранами Великой Отечественной. И это несказанно радует! А еще больше радует, что некоторые педагоги приглашают «афганцев».

Правильно, что эти люди становятся героями школьных вечеров памяти, посвященных Первой Отечественной. На наш взгляд, именно в этом контексте и следует рассматривать войну 1812 г.: как еще одно звено в цепи военных традиций России. Как звено в цепи, скрепляющей нашу военную историю, когда каждый фронтовой подвиг становится достоянием всего русского воинства — от былинных богатырей до современных десантников. Грандиозное историческое событие при такой подаче утрачивает запах нафталина. В глазах школьников героическое прошлое освобождается от пыли и паутины, а патриотизм превращается в нечто актуальное или даже более того — непреходящее.

О чем же стоит поговорить с учениками в дни празднований? Наверное, излишне засорять детские головы бесчисленными датами, которые у любого нормального ребенка вызывают несварение. Даже для взрослых это скучно и тошно. Зато имеет смысл поднять несколько важных для патриотического воспитания вопросов. Вопросов, которые проясняют что к чему и почему. Вопросов, которые изгоняют туман из голов детей — да и взрослых. Например, можно спросить:

Много ли значил горнозаводский Урал в 1812 году?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо четко представить себе, какая угроза над нами нависла в 1812 году. Так называемая Великая армия Наполеона насчитывала 600 тыс. человек на момент вторжения. А затем, по мере продвижения французов, к ним подтягивались новые, свежие силы.

Ради исторической справедливости нужно признать, что такое скопище формировалось не только из французских полков. Сюда входили австрийцы, пруссаки, саксонцы, вюртембергцы, вестфальцы, португальцы, поляки, швейцарцы. Не следует думать, будто все иноземцы во французской армии были «покоренными» народами, которых-де проклятый император силой погнал на Русь.

Вовсе нет! И чтобы доказать это, достаточно лишь упомянуть красноречивый факт, который приводится в иных сочинениях по истории Первой Отечественной: в составе армии Наполеона на Россию шли исландцы. Посмотрите на карту мира — и ахните! Где Франция, а где Исландия? Правильно, Исландия — далекий остров в Северной Атлантике, изобилующий вулканами с непроизносимыми названиями. Недавнее извержение одного из них, Эйяфьятлайокудля, еще не стерлось из памяти у наших читателей.

Бонапарт исландцев не завоевывал, не покорял и ни к чему не принуждал. Островной народец по своей воле задумал присоединиться к французам ради удовольствия пострелять в русских. Этот факт говорит о многом. На Русь надвигалась огромная толпа охотников на человечину, возомнивших себя «носителями культурны и просвещения». Что они сделали бы с нами, если бы покорили Россию? Научили бы правильно готовить оливье и восхищаться произведениям искусства? Сомнительно! Нас собирались растоптать и поработить.

Да и кто бы нас стал приучать к «европейской культуре»? Те вечно пьяные солдафоны, которые ради забавы обстреливали египетского сфинкса и сжигали монастырские летописи?

Итак, угроза была немалая. А значит, страна всерьез нуждалась в мощной промышленной базе, упрятанной в глубокий тыл и пригодной для массового выпуска снарядов, оружия и прочей ценной в военное время продукции. И такая база у нас имелась только одна, она же спасала страну в «роковые сороковые» уже следующего века. Речь идет о горнозаводском Урале.

Запись опубликована в рубрике История и политэкономия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *