Среди всех памятников, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне, есть несколько выделяющихся особо. Их знают все, это — символы перенесенных испытаний и невзгод, символы недюжинной стойкости. Среди них — «Алеша», памятник воину-освободителю в болгарском городе Пловдиве. Разумеется, Алеша — собирательный образ. И все же история появления этого монумента связана с вполне реальными событиями, случившимися ровно 70 лет назад.
С 5 по 9 сентября 1944 г. длилась Болгарская операция, как называются боевые действия Советской Армии по изгнанию из Болгарии немецко-фашистских войск. В эти дни состоялось знакомство двух связистов, прокладывавших линию от Пловдива до Софии. Один из бойцов — герой болгарского Сопротивления Методи Витанов. Другой — русский солдат Алексей Скурлатов из 188-й стрелковой дивизии.
Алексей Иванович Скурлатов родился 30 марта 1922 г. в алтайском селе Налобиха. На фронт ушел в сентябре 1941 г. и прошел всю войну, участвовал во многих больших сражениях, включая битву на Курской дуге. Дважды считался погибшим, дважды его родные получали похоронку, однако выстоял и благополучно встретил Победу. В тот майский день он на радостях танцевал с двумя друзьями-болгарами на плечах: силен был Алексей Иванович, и ростом тоже богатырь — 1 метр 86 см.
Возможно, именно тогда могучего сибиряка кто-то сфотографировал и показал портрет русского великана одному из скульпторов… Или кто-то из скульпторов сам оказался среди ликовавших солдат и видел все собственными глазами… Трудно сказать, ведь создателей у монумента много: скульпторы В. Радославов, А. Занков, Г. Коцав, И. Топалов; архитекторы Б. Марков, И. Цветанов, Н. Марангозов.
В любом случае памятник советским воинам-освободителям, сооружение которого началось в 1948 и закончилось в 1957 г., изобразил человека, удивительно похожего на А.И. Скурлатова. Именно так и решил для себя Методи Витанов, едва увидел этот памятник на открытии. На постаменте Витанов написал «Алёша», так имя закрепилось за бойцом.
А болгарский связист с тех пор начал разыскивать русского друга, который ничего не подозревал, работая слесарем. Только в 1980 г. поиски увенчались успехом, Витанову удалось связаться с боевым товарищем. А в 1982 г. Алексей Иванович посетил Болгарию, где его торжественно встретили как живой символ дружбы двух народов, что оказалось для Скурлатова полной неожиданностью.
Спустя годы со Скурлатовым приключилась и другая неожиданность. Случайно обнаружился приказ от 23 февраля 1944 г. о награждении Алексея Ивановича за подвиг, совершенный им той зимой:
«30.01.1944… двигаясь в боевых порядках пехоты и не обращая внимания на артминобстрел, ни на минуту не прекращая наблюдения за противником, своевременно обнаружил его огневые точки. Во время наступления с 30.01.44 по 3.02.44 им были обнаружены артбатарея, станковой и ручной пулемет противника, которые уничтожили огнем дивизиона. В момент контратаки пехоты и танков противника Скурлатов из своего личного оружия уничтожил двух немецких солдат. Будучи раненым, отказался уйти с поля боя, продолжал еще интенсивнее вести огонь по врагу».
Бумага о награждении затерялась, но все же орден Красной Звезды нашел своего хозяина в 2012 г., словно подарок на 90-летие.
Скончался Алексей Иванович Скурлатов 3 ноября 2013 г. в родном селе Налобиха Алтайского края, оставив после себя добрую память, величественный памятник и некогда излюбленную среди болгар песню «Алеша»:
- Из камня его гимнастёрка,
- Из камня его сапоги.
А памятник Алеша с 1989 г. возобновил войну. На волне «демократических» преобразований, последовавших за распадом соцлагеря, изменилось отношение к бессмертному подвигу воина-освободителя, которому навесили ярлык «оккупанта». Пока американцы осатанело бомбили мирных сербов, братские народы Восточной Европы по заокеанской указке голосили про «русский империализм» и «советскую агрессию». Извращалась суть борьбы с фашизмом; и в свете нынешней, едва ли не повсеместной реанимации самых уродливых форм гитлеризма становится понятно, почему «Европейскому дому» понадобилась эта грандиозная ложь.
Не обошла истерика и Болгарию, в которой многие политики и «деятели культуры» постарались переписать летопись Второй мировой войны. Однако «Алеша» выстоял. Многое зависит от игр низких политиканов. Но еще больше зависит от простого народа. Пассивны мы, молча соглашаемся с произволом — или же активно противостоим насилию над исторической памятью. Жители Пловдива подверглись неслыханной обработке, в городе одна за другой предпринимались попытки снести памятник «Алеша». Но всякий раз общественность давала достойный отпор!
Война за наши умы, за нашу совесть — продолжается. Победят ли ложь, подлость и фашизм? До сих пор им этого не удавалось. Каменный «Алеша» не покинул боевого поста. А мы с вами сделали все, что могли?