Поселок Сараны, а заодно и весь Горнозаводский район ждут серьезные изменения в ближайшее время. Крупнейшее районное предприятие – ОАО «Сарановская шахта «Рудная», отметившая в последний день лета 125-летие с начала разработки месторождения, – вот уж как год выставлено на продажу. Его нынешний владелец – казахстанский холдинг «Eurasian Natural Resources Corporation» (ENRC). По ряду финансовых причин холдинг намеревается продать свои российские активы: Серовский завод ферросплавов, получающий из сарановской хромитовой руды феррохром, а заодно и шахту «Рудная».
Еще в прошлом году ENRC столкнулся с изменившимися обстоятельствами. Холдинг запускает новое производство в Казахстане (Аксу), в связи с чем российские предприятия становятся для компании обременительными. Этому немало способствует тот факт, что стоимость электроэнергии в России вдвое выше, чем в Казахстане. Таким образом, завод в Серове, а следом за ним и шахта «Рудная», продающая этому заводу свое сырье, сделался казахам интересен, зато вырученные от его продажи средства позволят частично погасить долги холдинга, достигающие 8 млрд. долларов.
Покупатель на шахту нашелся довольно быстро. Это известная промышленная группа под названием «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ЧЭМК). И сделка, возможно, была бы без проблем заключена, если бы не вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которая установила, что ЧЭМК после покупки будет регулировать оборот 90% ферросплавов в России, т.е. станет монополистом, а это противоречит российскому антимонопольному законодательству.
Постороннему человеку это известие покажется скучным. Кто-то что-то продает, кто-то что-то покупает… Какое кому дело до купли-продажи предприятий! Проблема в том, что горнодобывающее предприятие – это не стакан семечек на базаре. От его участи зависят судьбы сотен, а то и тысяч человек и долгосрочное развитие региона.
Поэтому обязанность властей следить за такими сделками в интересах экономической стабильности Пермского края, поощряя сделки выгодные и предотвращая убыточные. У холдинга – свои проблемы, ему безразлично, кто заплатит деньги. А вот жителям Саранов, нам, жителям района, должно быть не все равно, в чьи руки попадет добыча НАШИХ хромитов, кто и как будет управлять сегодня вполне себе прибыльным предприятием – ОАО «Шахта «Рудная».
Совершенно очевидно, что никаких, даже микроскопических выгод для района и Края от продажи шахты ЧЭМК не будет. Судите сами!
1) Шахта «Рудная» до сих пор являлась крупным налогоплательщиком, источником колоссальных поступлений в бюджет Пермского края. Традиционно «управляющие» компании, (да, в промышленности все также) переводят продажи, денежные потоки ближе к себе. Что же произойдет, если добыча руды будет вестись из Челябинска? Часть доходов, а скорее всего почти все, в лучшем случае станет оседать в бюджете Челябинской области. В худшем – на каких-нибудь оффшорных островах, расположенных не в наших морях и океанах.
2) Холдинг ENRC вложил большие средства в совершенствование предприятия, в обновление оборудования и т.д. Были построены многолетние планы развития бизнеса. Окажется ли новый владелец столь же деловитым и предприимчивым? Вкладывать средства в развитие способны немногие. Даже СССР несколько последних десятилетий не вкладывал в шахту почти ничего. Вспоминать же разных ушлых хозяев шахты с момента её приватизации до прихода холдинга ENRC – это просто вернуться в страшный сон.
3) Социальная сфера поселка, а фактически Сараны целиком находятся «на балансе» шахты, а значит, холдинга. Согласится ли новый хозяин оказывать поселению такую существенную поддержку? Закроет ли глаза на задолженность поселка перед предприятием? Это маловероятно, в чем нас убеждает предыдущий горький опыт «Рудной», которая до ENRC сменила нескольких владельцев, выжимавших из предприятия максимум прибыли и совершенно не заботившихся даже о предприятии и рабочих. Что уж тут говорить о поселке…
Что ждет Сараны и Горнозаводский район, если пустить продажу «Рудной» на самотек? Не закроет ли шахту покупатель, как произошло с Теплогорским заводом? Уверенности нет. Более того, такой сценарий очень вероятен. Настораживает уже одно то, что шахта вообще никем не рассматривается в качестве самостоятельного предприятия. На нее смотрят, как на придаток Серовского завода, как дополнение к сделке… Хотя предприятие с таким месторасположением – промышленный центр страны, с такой развитой инфраструктурой, с таким рынком сбыта продукции по идее вообще переживать не должно бы. Но «бы» в данном случае не считается – нынешние правила передела собственности только называются прилично – рыночные, а на самом деле хуже волчьих.
Как видно, быть равнодушными к сделкам по продаже крупных предприятий в регионах, ни общественности, ни краевым и районным властям в наше время уже просто не допустимо. Нет оправдания пассивности властей, охватившей все уровни – от федерального до краевого. Занята своим делом лишь ФАС, тогда как остальные бездействуют. И мораторий ФАС, наложенный на сделку, это временная передышка, не более. Тем, кто вещает о «стратегических интересах России», нам давно пора разучиться верить. Настоящие стратегические интересы страны всегда там, где очевидны наши собственные стратегические интересы. И никак иначе. Шахта «Рудная» – это наш стратегический интерес: Саранов, Горнозаводского района, Пермского края.
Еще стоит напомнить всем «чутким» горе-радетелям, что добыча хрома и производство сплавов на его основе как раз и являются стратегической отраслью. Являются потому, что хромовые руды довольно-таки редки в природе, особенно такие крупные месторождения, как Сарановское. Оставить в трудный момент шахту «Рудная» не просто без поддержки, но и даже без элементарного внимания – это измена национальным интересам.
Невольно всплывают в памяти печальные слова Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Пермь я знаю десятки лет, и всегда на меня этот город производил самое тяжелое впечатление, особенно по сравнению с Екатеринбургом. Главное основание всей жизни здесь заключается в “двадцатом числе”, когда чиновник получает жалованье, а все остальное, нечиновничье человечество живет “пакентами”; ни добывающей, ни обрабатывающей промышленности в Перми нет». Немногое изменилось с тех пор, Пермский край остается при своем «двадцатом числе». И неудачная продажа «Рудной» станет закономерным итогом этой пассивности.
Итак, зададим же, пока есть время, главные вопросы нашей власти в свете событий вокруг шахты «Рудная».
- Почему ни Пермский край, ни Горнозаводский район не проявляет интереса к сделке по продаже крупного прибыльного предприятия, являющегося градообразующим? Или это нам просто не заметно?
- Почему ни Пермский край, ни Горнозаводский район не предпринимают активных и срочных действий в поисках покупателя, устраивающего и Край и район? Если же такая работа ведется, то где соответствующие признаки?
И еще вопрос:
Не думают ли руководители Края и района, что в жизни страны ничего не изменилось, и что они, представители официальной власти, как и многие предыдущие до них «руководители», так же выйдут сухими из воды?
За последние годы изменилось многое. Ранее доверчивая ко всему общественность теперь поумнела. И не только поумнела, но и кое-где прилично организовалась. Мы напомним только, что и Движение «ГОРН» – это по своим целям не движение краеведов-любителей. О значимых общественных интересах мы не забывали и забываем. Сегодня же кроме ГОРНа в Пермском крае есть общественные организации гораздо многочисленнее, мощнее и влиятельней. И мы не будем в очередной раз пассивными очевидцами давно отработанных «спектаклей» по переделу собственности в ущерб людям, целым поселениям и районам.