Радует сердце, когда малую родину посещают достойные люди: изобретатели, селекционеры, врачи, ударники производства. Вдвойне радует, когда малая родина сама дает жизнь знаменитостям. 1 октября исполняется 110 лет со дня рождения знатного пашиянина Михаила Ивановича Горяева, обретшего известность далеко за пределами не только Пермского края, но и России. Биография этого интереснейшего человека размещена в свежем, 9-м выпуске газеты «Пашия — Светлая река».
Будущий академик родился в Пашии 1 октября (18 сентября ст.ст.) 1904 г. В 1929 г. он окончил Пермский университет, где и началась его научная карьера. Горяев специализировался на биохимии, т.е. науке о сложных соединениях в тканях живых организмов. Проведенные им исследования по биохимии молока сделали Михаила Ивановича известным, что сказалось и на его карьерном росте. С 1933 по 1937 гг. он заведовал кафедрой Ленинградского химико-технологического института молочной промышленности. Занимаясь химией молока, ученый создал новые технологии получения мягких сыров и обезжиренного молока, сублимационной сушки молока и кефира, многие другие новации.
Этот труд был очень важен для развития отечественного пищепрома, но М.И. Горяев понимал, что мог бы принести больше пользы на другом месте. В 1938 г. ученый переезжает в Казахстан, где трудится в Алма-Атинском зооветеринарном институте. Этот переезд был находкой для казахской химии. В Казахстане отсутствовала собственная школа биохимиков, и Горяев с усердием принимается за развитие этой науки. В 1942 г. Михаил Иванович назначается директором Химико-металлургического института КазФАН СССР, а в 1943 г. получил степень доктора наук. В 1945 г. становится первым директором Института химических наук (ныне носящего имя А.Б. Бектурова), которому посвящает всю свою жизнь.
Будучи одним из ведущих казахстанских ученых, Горяев в первый же послевоенный год (1946) поддержал геолога Каныша Имантаевича Сатпаева (1899—1964) в создании Академии наук Казахстана. Постановление «Об учреждении Академии наук Казахской ССР» было принято 31 мая 1946г. Горяева избрали ее вице-президентом, он пробыл на этом посту до 1955 г.
Основатель АН КазССР К.И. Сатпаев (справа) за беседой с одним из зачинателей цементного производства в Пашии академиком И.П. Бардиным (Караганда, 1949)
В выигрыше оказался не только Казахстан, но и сам Горяев, т.к. именно здесь он совершил крупнейшие свои открытия. Например, в годы войны разработал для отечественной промышленности технологию производства стерилизованного консервного сливочного масла; с 1945 г. эта технология стала широко применяться во всем мире. За тот же период ученый создал технологию переработки топинамбура, способствуя широкому внедрению этой культуры в сельское хозяйство республики. Но более всего Горяева заинтересовали эфиромасличные растения — источники ценного сырья для пищевой, фармацевтической, мыловаренной, косметической, парфюмерной и прочих отраслей промышленности.
«Направления исследований и перспективы изучения химии растений на многие десятилетия очевидны, так как разнообразная флора на огромной территории Казахстана с химической стороны изучена очень слабо, буквально на 2—3%. Наша задача — тщательное всестороннее изучение химического состава известных и особенно новых полезных растений — лекарственных, дубильных, красильных», — формулировал программу работ М.И. Горяев.
Он плодотворно работает в таких направлениях, как свойства эфирных масел и органических кислот, синтез и применение моноглициридов, противоопухолевое действие растительных веществ. Горяевым создаются 20 технологий по обработке растительного сырья, из которых 14 были доведены до стадии опытно-промышленных испытаний и нашли применение в промышленности, в особенности технологии получения масел из лаврового листа, чабера, цветов лимона, мяты и герани. Разработанный казахскими химиками под началом М.И. Горяева целебный «Казахстанский бальзам» знаменит до сих пор. Академик установил ресурсную ценность 1054 видов растений во флоре СССР. Попутно Горяев глубоко изучал лекарственные растения соседних азиатских государств, особенно Монголии, чем оказал неоценимую помощь монгольской медицине.
Горяев не терпел незавершенности в исследованиях, он не мог мириться с тем, чтобы бросить научную работу на полпути, едва-едва появятся положительные результаты. Нельзя довольствоваться достигнутым, нельзя ограничиваться в поиске, поскольку это оборачивается ограничением экономики в ресурсах. Вот почему, изучая эфирные масла, Горяев постоянно изыскивал новые области их применения. В частности, сильно тревожило академика слабое использование эфирных масел в обогащении руд цветных металлов: «При огромном природном ассортименте эфирных масел, в области флотации используется в СССР только одно сосновое масло, а за границей — масло эвкалиптов. Это объясняется отнюдь не дешевизной данных масел, а тем, что испытания флотационных свойств других эфирных масел и их компонентов еще совсем не проводились».
Экономическое значение исследований, инициированных М.И. Горяевым, лучше всего характеризует следующий отзыв выдающегося казахского химика, академика Абикена Бектуровича Бектурова (1901—1985):
«Работами лаборатории химии растений в течение ряда лет ведутся исследования эфирных масел дикорастущей флоры Казахстана и Средней Азии. Они показывают, что на территории республики произрастает несколько десятков видов полыни, эфирное масло которых чрезвычайно богато сантонином и левовращающей камфарой. Масла некоторых видов полыни содержат от 50 до 95% камфары, а сами полыни в отдельных районах настолько распространены, что представляют преобладающую форму растительности и могут рассматриваться как промышленное сырье. Выявленные новые виды сантониноносных полыней могут служить заменой цитварной полыни.
Наряду с изучением состава эфирных масел проводятся синтетические работы, направленные на получение новых физиологически активных препаратов. В качестве сырья при этом используются природные соединения терпенового ряда. В этом направлении недавно закончена и сейчас проходит промышленные испытания на Чимкентском химфармзаводе большая работа по усовершенствованию процесса изомеризации псевдоэфедрина в эфедрин. Подсчитано, что внедрение новой схемы реакции может дать значительную экономию» («Наука Советского Казахстана», 1957).
Академик АН КазССР А.Б. Бектуров
Из-под пера академика М.И. Горяева вышли свыше 20 книг и более 700 статей. За усердный труд Михаил Иванович награждался орденами Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени. Однако главная награда, конечно, — это благодарность коллег и учеников. В исследованиях академика принимали участие Т.К. Чумбалов, И.М. Шабанов, Р.Н. Сазонова, Э.И. Сатдарова, Д.Р. Джалилов, М.Г. Пугачев, Ф.С. Шарипова, П.П. Поляков, А.Т. Петушкова, П.А. Свиридова, Л.А. Цепакин и другие замечательные химики. За счет содействия Горяева сделали блестящую научную карьеру такие видные химики, как доктора наук П.П. Гладышев и А.Д. Дембицкий. Своим учителем называют академика 60 кандидатов и 4 доктора наук.
Хотя М.И. Горяев давно ушел из жизни, 11 августа 1981 г., память о нем казахстанские ученые хранят до сих пор. На столетний юбилей академика (2004) один из его учеников академик НАН РК Едил Ергожаевич Ергожин, директор Института химических наук им. А.Б. Бектурова, подготовил (в соавторстве) к изданию две книги: одну — посвященную вкладу М.И. Горяева в науку; вторую — с воспоминаниями коллег и друзей об этом человеке. Также на столетний юбилей в Алматы были установлены мемориальные доски на здании Института химических наук, которому Горяев отдал 35 лет жизни, и на доме, где долгие годы жил и работал Михаил Иванович.
Р. Мальков
По материалам газеты «Пашия — Светлая река», №9
Прочесал инет на счет Горяева. Везде написано с.Пашня вместо п.Пашия. И ведь кто-нибудь увидит вашу статью и скажет еще чего доброго ошибка, т.к. везде то по-другому. Не поверит, что правильно у вас, а в остальных местах скопирована опечатка. А мораль простая: надо делать Пашии рекламу :)) чтоб была узнаваемость. И поселку, и академику.
Да, кое-кто может обмануться, но только не пашияне. Пашня вместо Пашии пишется и писалось чаще частого. В атласе городов СССР было…. В расписании поездов даже встречал.