Контроль над ценами в Пашии 120 лет назад

Задолго до Октябрьской революции пашияне, как и теперь, страдали от роста цен. Крепчал рубль, стоил 200 немецких марок на бирже: цены на товары росли. Падал рубль до 170 марок – цены опять росли. И всякий раз торгаши находили «рыночное» обоснование своей неуемной алчности. Сегодня мы предлагаем решение – муниципальный магазин. Тогда до этой идеи общество не дозрело, для такого требовался опыт социализма; но и в конце XIX века жители поселка искали пути борьбы с беспределом спекулянтов. Известный российский экономист Иван Христофорович Озеров (1869–1942, см. фото), посетивший в 1890-х гг. Архангело-Пашийский завод, изучил местную систему потребительской кооперации. Предлагаем вам познакомится с любопытными наблюдениями крупного ученого. Текст дается в современной орфографии.

Общество потребителей в Архангело-Пашийском заводе

Общество находится при Пашийском чугунолитейном и железоделательном заводе. Инициатива основания общества принадлежит начальству завода, но открыто оно исключительно на паевые взносы, и заводоуправление теперь лишь на время Нижегородской ярмарки ссужает общество деньгами (до 10.000 р.).

Членами общества могут быть лица обоего пола, живущие в заводе, но женщины не пользуются правом голоса на общих собраниях.

Пай определен в 20 р. и 1 р. вступной платы, но размер паевых вкладов ограничен 20 паями.

В уставе предусматривается, что общее собрание может определить норму, сверх которой новые члены не принимаются. Об этом параграф устава (п.12) я здесь лишь упомяну, о значении же его я уже говорил в другом месте.

Прибыль от торговых операций распределяется так: 10% отчисляется в запасный капитал, на свыше 20% прибыли распределяется между членами пропорционально паевым взносам каждого, а остальная часть прибыли делится между членами общества пропорционально сделанным каждым членом покупкам.

Главной побудительной причиной для основания общества были высокие цены на продукты, и, действительно, цены быстро пали с открытием лавки общества потребителей, и теперь торговцы придерживаются цен потребительской лавки. Насколько общество потребителей играет регулирующую роль в образовании цен на товары, служат яркой иллюстрацией факты такого рода: раз только выходил, говорили мне, какой-нибудь товар в лавке общества потребителей, – по недосмотру не было сделано достаточного запаса его, – сейчас же местные торговцы поднимали на него цену; так, раз вышла медная проволока, продававшаяся по 24 к., торговцы тогда подняли цену до 60 к. Даже вечером, после закрытия потребительской лавки, торговцы часто берут дороже, чем днем, когда покупатель может идти в общественную лавку и там купить. Общество потребителей нажило себе сильных врагов в лице торговцев, и не раз пускались в ход инсинуации разного рода против лавки.

Из лавки общества потребителей продажа производится на наличные и в кредит в размере паевых взносов, но правление может разрешать и переборы.

Рабочие берут из лавки товары под талоны, выдаваемые заводом, и получают на свой забор по 1% премии, хотя бы они и не состояли членами. Члены же рабочие берут лишь под паи, им невыгодно брать под талоны, так как на забор этого рода они не получают дивиденда, кроме 1% премии. Теперь под талоны выдаются лишь съестные припасы из припасного отделения лавки и вовсе не отпускают мануфактурных товаров, и женщины – жены рабочих – очень жалуются на это нововведение, так как рабочий, получив деньги, часто употребляет их на винные напитки и меньше приносит домой к своей семье.

Заработок выдается рабочим два раза в месяц, а выписка припасами производится каждую субботу. Завод же рассчитывается с лавкой потребителей один раз в месяц.

Любопытен здесь факт циркуляции марок между отделениями лавки, теперь уже уничтоженный. Он состоял в следующем. Если рабочий приходит в лавку с выпиской из фабричной конторы и не желает теперь взять на всю сумму из выписки, то от него выписка отбиралась, и взамен суммы, недобранной им, выдавалась марка, с которой он мог уже явиться когда угодно за товаром. Но по жалобе торговцев обращение этих марок, начавших приобретать характер денег, было запрещено. Были случаи, что на эти марки покупалось вино, и затем они уже виноторговцами предъявлялись обществу.

Лавка имеет два отделения – мануфактурное и припасное. Приказчик мануфактурного и бакалейного отдела получал 660 р. жалования и затем награды по окончании операционного года. У него в лавке занята жена и мальчик, которого он уже сам нанимает. В припасном отделении приказчик также получает 660 р. и наградные деньги, размер которых определяется общим собранием (он же должен содержать лошадь и работника, за что и получает еще по 300 р. в год). Приказчики имеют свои залоги, на которые общество платит 4%.

Для утечки и усыпки процент определяется по каждому товару отдельно, например, для сахара – 1 фунт с пуда; общего процента скидки не существует.

Помещение для лавки арендуется у церкви и за него платится 500 р.

При обществе имеется мясная торговля, для чего скот покупается живой и колется самим обществом на бойне, принадлежащей местному сельскому обществу.

Товары страхуются, и страховой премии уплачивается в год около 800 р.

Правление состоит из председателя и двух членов Правления; они все получают по уставу не менее 10% из чистой прибыли, но общее собрание обыкновенно назначает и более, так что один из членов Правления – рабочий с завода теперь не работает уже на заводе, будучи вполне поглощен делами лавки и обеспечен тем жалованием, которое он получает из прибылей общества; он получает около 300 р. в год.

В ревизионной комиссии шесть членов, из них четверо рабочих. Члены ревизионной комиссии получают по 1 р. за каждый день труда, потраченного ими при проверке товара.

Общие собрания бывают три раза в год, с первого созыва состоятся только тогда, когда идет вопрос о дивиденде.

Из чистой прибыли, как я уже упоминал, общество отчисляет в пользу рабочих, покупающих товары на наличные деньги, по 1%. Иногда употребляют некоторую долю прибыли и на другие цели: так, в 1893 г. было пожертвовано 190 р. в пользу Пашийского церковно-приходского попечительства; в 1889 г. общество дало 121 р. на постройку местного женского училища и т.д.

Средний процент начисления на товары разного рода достигает 26 и даже 27% на заготовительную цену товаров, так что общество, за вычетом накладных расходов, получает на этих товарах чистой прибыли от 18 до 23%, но за то на ржаную муку оно накладывает столь минимальный процент – 2,3–4%, что он не покрывает даже накладных расходов общества, и последнее на операциях с ржаной мукой терпит постоянные убытки. Точно так же, благодаря этому же низкому проценту, наложенному и на овес, общество за последние два года получило убыток и на нем, но эти убытки общество покрывает прибылью от операций с другими товарами. Таким образом, общество потребителей все расходы по ведению операций и даже часть убытка от низких цен, которые оно держит на предметы первой необходимости, покрывает выручкой от продажи предметов высшего качества, т.е. заставляет нести их более состоятельный класс членов общества.

За 8 лет, с 1887 по 1895 гг., запасный капитал общественной лавки достиг 5.092 р., паевые вносы с 3.318 р. возросли до 16.269 р. Оборот лавки колеблется около 100.000 р.

***

Помимо заводского общества потребителей, в Пашийской волости функционировала волостная лавка, деятельность которой И.Х. Озеров также обстоятельно изучил. С его наблюдениями мы познакомим читателя в одной из ближайших статей.

Источник:

  • Озеров И.Х. Общества потребителей. Исторический очерк их развития в Западной Европе, Америке и России. Краткое руководство к основанию и ведению потребительных обществ. / С пред. акад. И.И. Янжула. 2-е изд. – СПб.: тип. тов. «Народная польза», 1900. С. 261–263

 

Запись опубликована в рубрике Под народным контролем, Славные имена. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *