130 лет со дня рождения В.А. Кондакова

27 марта исполняется 130 лет со дня рождения прославленного пермского географа Вадима Александровича Кондакова (1886–1959). Ученые разделяются на тех, кто больше внимания уделяет исследованиям, и тех, кто больше заботится о преподавании. В.А. Кондаков принадлежал к числу последних, он завоевал славу великолепного педагога и краеведа. Его архив включает свыше 3000 страниц рукописей по методике преподавания географии и краеведения. Пермское краеведение – постоянная тема публикаций Движения «ГОРН», поэтому мы не можем пройти мимо столь значимого юбилея.

В.А. Кондаков родился, как мы уже сказали, 27 марта 1886 г. в уездном городке Оса, в семье учителя местного училища Александра Яковлевича Кондакова. Маленький Вадим рос, как и все дети, «почемучкой». Александр Яковлевич преподавал естествознание и сумел с малых лет привить сыну интерес к разнообразным явлениям природы. Брал в «путешествия» на Каму, объяснял происхождение оврагов и речных мелей, учил пользоваться определителями минералов и насекомых, приобщал к чтению научно-популярной литературы. Впоследствии В.А. Кондаков запишет в своих мемуарах: «Я рано почувствовал жизнь земли. Это была первая и самая интересная, увлекательная и серьезная школа знакомства с окружающим миром».

Годы в гимназии оставили безрадостные впечатления, поскольку учебное заведение давало лишь минимальные знания: уроки не просвещали, не волновали, не открывали разнообразия мира, не сообщали ничего интересного о родном крае. Географии детей обучали путем сухой, скучной зубрежки, заставляя запомнить 2000 бессмысленных названий – без комментариев, фактов, системы. Стоит добавить к этому постоянные унижения по адресу таких учеников, как Вадим Кондаков, т.е. учащихся за казенный счет.

К счастью, протухшая гимназическая среда не вытравила детского интереса к географии. Напротив, Вадим лишь активнее, словно назло преподавателям, налегал на самообразование – он читал, читал, читал.

Конечно, неправдой будет сказать, что пребывание в стенах гимназии протекало совсем уж мрачно, ведь здесь Вадим завел крепкую дружбу, которая продлится много-много лет. Этим другом был пашийский мальчик Коля Новиков, которому судьба уготовила в будущем прославиться как поэту и драматургу, известному публике под псевдонимом Николая Черешнева. Коля был на два года старше Вадима, уже пробовал писать стихи, и тем не менее эти различия не помешали мальчикам найти общий язык. Друзья расставались лишь на лето, когда Коля уезжал на каникулы в Пашию или в Бисер. Завязавшуюся в гимназии дружбу обрубит Первая мировая война: Николай Федорович Новиков-Черешнев погибнет в декабре 1916 г. во Франции.

Но это – в будущем, а пока… А пока за гимназией последовала учеба в Казанском университете, где Кондаков влюбился в одну из студенток – Фаину Апполинарьевну Земляницкую, на которой женился.

Затем начались годы преподавания естествознания и географии в Уфе. Вадим Александрович прилагал все усилия, чтобы его воспитанники полюбили географию так же, как и он сам. Неудивительно, что уроки В.А. Кондакова впечатляли:

«Они были внешне и по содержанию блистательными, – так отзывался об этих занятиях А.А. Борецкий, научный сотрудник Свердловского политеха. – Он прекрасно использовал свои способности художника, сопровождая объяснение рисунками на классной доске и нередко цветными мелками. Мастерски хорошо демонстрировал приборы, образцы металлов, минералов и все, что приносил с собой для показа. Он всегда был со вкусом одет. Красивые движения, плавная выразительная речь располагали к нему».

По убеждению Кондакова, география начинается с краеведения и настоящий географ не может не быть краеведом. Поэтому Вадим Александрович регулярно устраивал для своих учеников интересные экскурсии. Нередко эти поездки оказывались совсем короткими, ведь незачем ехать куда-то далеко, чтобы увидеть поразительные явления природы. Далеко не все ученики Кондакова стали географами, скорее наоборот – таких было меньшинство. Однако богатые географические и краеведческие знания, полученные ими, позволили этим ученикам преуспеть в самых разных сферах деятельности. Ведь география – универсальный предмет, нужный абсолютно каждому, как счёт и письмо. Без географии человек безграмотен, даже если умеет складывать буквы в слова.

С 1916 г. В.А. Кондаков состоит членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), а с 1918 г. преподает в Екатеринбургском институте. Наступление Колчака заставляет семью Кондакова скрываться в Томске, а затем в Бийске. В 1922 г. Вадим Александрович переезжает в Пермь. На Кондакова обрушивается море работы: восстановление системы образования, ликвидация безграмотности, издание журнала «На третьем фронте» и т.д.

С 1923 г. начинается работа на педагогическом факультете Пермского университета, связанная с подготовкой учителей географии. Одновременно В.А. Кондаков трудится над распространением краеведения: «Нам нужно учиться самим и учить, готовить будущих строителей государства. Это обязывает нас изучать природные и производительные силы страны, но преимущественно той местности, в которой мы живем и работаем. Путь изучения местного края выдвинут революцией, как первооснова хозяйственно-экономического возрождения республики в целом».

И вновь в основе преподавания были экскурсии – со студентами, с аспирантами. Экскурсии геологические, ботанические, производственные и т.д. Среди излюбленнейших мест, которые Кондаков с молодыми специалистами посещал особенно часто, – берега Чусовой. Информация о природе неизменно дополнялась сведениями из истории и экономики.

Когда отсутствовала возможность выезда, Кондаков умел провести лекцию так, чтобы Урал сам «приходил» в аудиторию. Именно это произошло, когда в 1938 г. Вадим Александрович, по приглашению, читал курс лекций по географии Урала в Москве. Аудиторию украшали многочисленные образцы, экспонаты, с полсотни иллюстраций – карт, схем, графиков и т.д. Опыт сотрудничества с московскими коллегами в дальнейшем поможет Кондакову организовать и провести первую уральскую межвузовскую географическую конференцию (весна 1941 г.).

В.А. Кондаков внимательно следит за процессом уральской индустриализации, это для него неотъемлемая часть географии и краеведения. Педагог обсуждает с учениками открытие каждого нового месторождения, запуск каждого нового предприятия, а подчас и события меньшего масштаба, скажем, запуск новой доменной печи на Чусовском заводе. Открытие алмазных россыпей на Койве сильно впечатлило ученого, усилило его гордость за Пермскую землю. Не случайно в одном из своих писем он выбирает слова благодарности: «твердое и чистое, как наши пермские алмазы, спасибо».

Это было уже в годы войны, которые стали крайне напряженным периодом в жизни В.А. Кондакова, который наряду с предпринимательской работой взял на себя еще работу по проведению патриотических выступлений перед рабочими, крестьянами, бойцами, отправляющимися на фронт. Изменилось и преподавание географии, теперь Кондаков ставил перед собой цель привить слушателям военно-оборонные знания.

В 1947 г. Вадим Александрович отправляется в Казань: его знания нужны здесь, ученому предстоит руководить кафедрой географии и школьного краеведения в пединституте. Кондаков с удовольствием трудится на новом месте, хотя тоска по Уралу не покидает его: «Очень хочется повидаться с пермяками. А как хочется побывать в Перми, Осе, Свердловске, Уфе, Златоусте! Это ведь те города, где прошла моя юность».

Увы, мечта вновь увидеть малую родину не осуществилась. 25 мая 1959 г. жизненный путь В.А. Кондакова оборвался.

Е. Кузнецова

Источники:

Зуева О.В. Географ В.А. Кондаков. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 1977. – Серия «Замечательные люди Прикамья».

Чазов Б.А. Кондаков Вадим Александрович // Профессора Пермского государственного университета. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001.

На фото: В.А. Кондаков.

 

Запись опубликована в рубрике Славные имена. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *