27 марта исполняется 130 лет со дня рождения прославленного пермского географа Вадима Александровича Кондакова (1886–1959). Ученые разделяются на тех, кто больше внимания уделяет исследованиям, и тех, кто больше заботится о преподавании. В.А. Кондаков принадлежал к числу последних, он завоевал славу великолепного педагога и краеведа. Его архив включает свыше 3000 страниц рукописей по методике преподавания географии и краеведения. Пермское краеведение – постоянная тема публикаций Движения «ГОРН», поэтому мы не можем пройти мимо столь значимого юбилея.
В.А. Кондаков родился, как мы уже сказали, 27 марта 1886 г. в уездном городке Оса, в семье учителя местного училища Александра Яковлевича Кондакова. Маленький Вадим рос, как и все дети, «почемучкой». Александр Яковлевич преподавал естествознание и сумел с малых лет привить сыну интерес к разнообразным явлениям природы. Брал в «путешествия» на Каму, объяснял происхождение оврагов и речных мелей, учил пользоваться определителями минералов и насекомых, приобщал к чтению научно-популярной литературы. Впоследствии В.А. Кондаков запишет в своих мемуарах: «Я рано почувствовал жизнь земли. Это была первая и самая интересная, увлекательная и серьезная школа знакомства с окружающим миром».
Годы в гимназии оставили безрадостные впечатления, поскольку учебное заведение давало лишь минимальные знания: уроки не просвещали, не волновали, не открывали разнообразия мира, не сообщали ничего интересного о родном крае. Географии детей обучали путем сухой, скучной зубрежки, заставляя запомнить 2000 бессмысленных названий – без комментариев, фактов, системы. Стоит добавить к этому постоянные унижения по адресу таких учеников, как Вадим Кондаков, т.е. учащихся за казенный счет.
К счастью, протухшая гимназическая среда не вытравила детского интереса к географии. Напротив, Вадим лишь активнее, словно назло преподавателям, налегал на самообразование – он читал, читал, читал.
Конечно, неправдой будет сказать, что пребывание в стенах гимназии протекало совсем уж мрачно, ведь здесь Вадим завел крепкую дружбу, которая продлится много-много лет. Этим другом был пашийский мальчик Коля Новиков, которому судьба уготовила в будущем прославиться как поэту и драматургу, известному публике под псевдонимом Николая Черешнева. Коля был на два года старше Вадима, уже пробовал писать стихи, и тем не менее эти различия не помешали мальчикам найти общий язык. Друзья расставались лишь на лето, когда Коля уезжал на каникулы в Пашию или в Бисер. Завязавшуюся в гимназии дружбу обрубит Первая мировая война: Николай Федорович Новиков-Черешнев погибнет в декабре 1916 г. во Франции.
Но это – в будущем, а пока… А пока за гимназией последовала учеба в Казанском университете, где Кондаков влюбился в одну из студенток – Фаину Апполинарьевну Земляницкую, на которой женился.
Затем начались годы преподавания естествознания и географии в Уфе. Вадим Александрович прилагал все усилия, чтобы его воспитанники полюбили географию так же, как и он сам. Неудивительно, что уроки В.А. Кондакова впечатляли:
«Они были внешне и по содержанию блистательными, – так отзывался об этих занятиях А.А. Борецкий, научный сотрудник Свердловского политеха. – Он прекрасно использовал свои способности художника, сопровождая объяснение рисунками на классной доске и нередко цветными мелками. Мастерски хорошо демонстрировал приборы, образцы металлов, минералов и все, что приносил с собой для показа. Он всегда был со вкусом одет. Красивые движения, плавная выразительная речь располагали к нему».
По убеждению Кондакова, география начинается с краеведения и настоящий географ не может не быть краеведом. Поэтому Вадим Александрович регулярно устраивал для своих учеников интересные экскурсии. Нередко эти поездки оказывались совсем короткими, ведь незачем ехать куда-то далеко, чтобы увидеть поразительные явления природы. Далеко не все ученики Кондакова стали географами, скорее наоборот – таких было меньшинство. Однако богатые географические и краеведческие знания, полученные ими, позволили этим ученикам преуспеть в самых разных сферах деятельности. Ведь география – универсальный предмет, нужный абсолютно каждому, как счёт и письмо. Без географии человек безграмотен, даже если умеет складывать буквы в слова.
С 1916 г. В.А. Кондаков состоит членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), а с 1918 г. преподает в Екатеринбургском институте. Наступление Колчака заставляет семью Кондакова скрываться в Томске, а затем в Бийске. В 1922 г. Вадим Александрович переезжает в Пермь. На Кондакова обрушивается море работы: восстановление системы образования, ликвидация безграмотности, издание журнала «На третьем фронте» и т.д.
С 1923 г. начинается работа на педагогическом факультете Пермского университета, связанная с подготовкой учителей географии. Одновременно В.А. Кондаков трудится над распространением краеведения: «Нам нужно учиться самим и учить, готовить будущих строителей государства. Это обязывает нас изучать природные и производительные силы страны, но преимущественно той местности, в которой мы живем и работаем. Путь изучения местного края выдвинут революцией, как первооснова хозяйственно-экономического возрождения республики в целом».
И вновь в основе преподавания были экскурсии – со студентами, с аспирантами. Экскурсии геологические, ботанические, производственные и т.д. Среди излюбленнейших мест, которые Кондаков с молодыми специалистами посещал особенно часто, – берега Чусовой. Информация о природе неизменно дополнялась сведениями из истории и экономики.
Когда отсутствовала возможность выезда, Кондаков умел провести лекцию так, чтобы Урал сам «приходил» в аудиторию. Именно это произошло, когда в 1938 г. Вадим Александрович, по приглашению, читал курс лекций по географии Урала в Москве. Аудиторию украшали многочисленные образцы, экспонаты, с полсотни иллюстраций – карт, схем, графиков и т.д. Опыт сотрудничества с московскими коллегами в дальнейшем поможет Кондакову организовать и провести первую уральскую межвузовскую географическую конференцию (весна 1941 г.).
В.А. Кондаков внимательно следит за процессом уральской индустриализации, это для него неотъемлемая часть географии и краеведения. Педагог обсуждает с учениками открытие каждого нового месторождения, запуск каждого нового предприятия, а подчас и события меньшего масштаба, скажем, запуск новой доменной печи на Чусовском заводе. Открытие алмазных россыпей на Койве сильно впечатлило ученого, усилило его гордость за Пермскую землю. Не случайно в одном из своих писем он выбирает слова благодарности: «твердое и чистое, как наши пермские алмазы, спасибо».
Это было уже в годы войны, которые стали крайне напряженным периодом в жизни В.А. Кондакова, который наряду с предпринимательской работой взял на себя еще работу по проведению патриотических выступлений перед рабочими, крестьянами, бойцами, отправляющимися на фронт. Изменилось и преподавание географии, теперь Кондаков ставил перед собой цель привить слушателям военно-оборонные знания.
В 1947 г. Вадим Александрович отправляется в Казань: его знания нужны здесь, ученому предстоит руководить кафедрой географии и школьного краеведения в пединституте. Кондаков с удовольствием трудится на новом месте, хотя тоска по Уралу не покидает его: «Очень хочется повидаться с пермяками. А как хочется побывать в Перми, Осе, Свердловске, Уфе, Златоусте! Это ведь те города, где прошла моя юность».
Увы, мечта вновь увидеть малую родину не осуществилась. 25 мая 1959 г. жизненный путь В.А. Кондакова оборвался.
Е. Кузнецова
Источники:
Зуева О.В. Географ В.А. Кондаков. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 1977. – Серия «Замечательные люди Прикамья».
Чазов Б.А. Кондаков Вадим Александрович // Профессора Пермского государственного университета. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001.
На фото: В.А. Кондаков.