Бывает, что иной человек и поживет в твоем поселке недолго, год-другой, а все же приятно знать, что он здесь когда-то был, работал, ходил по тем же самым улицам. И даже появляется некое чувство гордости, когда наталкиваешься на фамилию этого человека в книгах, журналах или исторических документах. Немедля про себя отмечаешь: «Это наш!» Сегодня речь пойдет об одном таком человеке, чья жизнь была тесно связана с Уралом и, в частности, с поселком Теплая Гора. Его фамилия непременно встретится вам, если бы решите познакомиться с историей Уральского геологического управления. Или с историей Дальневосточного морского пароходства в годы Великой Отечественной. Звали этого человека Василий Васильевич Бутузов, а вспоминаем мы его сегодня потому, что 14 января отмечается 110 лет со дня его рождения.
Итак, В.В. Бутузов родился 14 января 1907 г. в селе Круглое Поле, что на территории нынешнего Татарстана. Детство и юность пришлись на непростые для крестьянства годы: Гражданская война, голод и после всех лишений – вынужденный нэп, а с ним вновь засилье кулаков-мироедов. Или, говоря понятнее, сельских ростовщиков. Ростовщик – он во все времена одинаков, и беспредел кулаков ничем не отличался от беспредела современных коллекторов. Разнились лишь методы, поскольку кулак мог принудить односельчан гнуть на себя спину. И вот Бутузов, еще мальчишка, успевший окончить всего-то четыре класса, бросает учебу и берется за тяжелый труд на сельских богатеев.
Так продолжалось до девятнадцатилетия, после чего Василий Бутузов принимает решение пойти в рабочие. С 1926 по 1929 гг. он состоит чернорабочим на Теплогорском литейном заводе. Сегодня этот завод остановлен, но жители Горнозаводского района помнят, как на нем выпускалась пароводяная задвижная арматура. Однако ее выпуск был налажен спустя много лет после Великой Отечественной, а в те годы, о которых сейчас идет речь, завод, как и при прежнем владельце – графе Шувалове, давал чугун. На время Гражданской войны и в период разрухи предприятие было законсервировано, отчасти потому, что колчаковцы постарались оставить после себя руины по всей Пермской губернии. Но в 1923 г., после реконструкции, домна вновь запылала. Теплогорский завод принялся стабильно снабжать чугуном сталелитейные заводы Урала, успешно выполняя госзаказ.
Таким образом, Василий Васильевич Бутузов, оказавшись на Теплогорском заводе в те жаркие годы, поучаствовал в возрождении металлургии поселка и района.
В ноябре 1929 г. В.В. Бутузов оставил завод и пошел служить в армию, которой отдал следующие 26 лет жизни, пройдя путь от рядового до майора. Здесь же, в армии, Бутузов продолжил образование, сначала на рабфаке Свердловского госуниверситета (1934–1935), затем – в военно-политическом училище (1935–1938).
Накануне войны в жизни В.В. Бутузова происходит новый перелом: Василий Васильевич из сухопутных сил переводится во флот. В годы войны В.В. Бутузов участвует в ответственной и опасной миссии – перевозке грузов по ленд-лизу (американской военной помощи), которая осуществлялась через порты Арктики и Дальнего Востока.
Судно, на котором с 1944 по 1946 гг., служил Василий Васильевич, звалось «Тунгус». Оно также было получено нашей страной в рамках ленд-лиза, как и ряд других грузовых пароходов типа «Либерти». Вот что рассказывает об этих судах прославленный полярник, дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин (1894–1986), который и сам бывал на борту «Тунгуса»:
«В первые годы войны, когда резко выросла потребность в морских перевозках военных и гражданских грузов, когда транспортный флот нес большие потери, американцы со свойственной им деловитостью организовали на своих верфях поточное производство однотипных судов – «Либерти», упростив максимально их конструкцию и удешевив стоимость производства. Ранее мы имели дело только с клепаными корпусами судов. Американские судостроители сняли совсем эту самую трудоемкую работу и впервые стали строить корпуса из готовых стандартных стальных листов с применением электросварки. Прочность судов заметно снизилась, но судостроители рассчитали, что стоимость кораблей окупится через несколько рейсов, а после войны их можно будет спокойно списать. Судно «Либерти» было огромной металлической сварной коробкой длиною 146 метров с пятью трюмами, в которые вмещалось до 11 тысяч тонн грузов. Машина не обладала большой мощностью – всего 2000 лошадиных сил, но, благодаря удачным обводам корпуса, она давала скорость судну с грузом 12 узлов – по тем временам это был хороший ход. В помещениях никаких излишеств, я бы сказал, отсутствие комфорта, одно железо».
Таким был военизированный пароход «Тунгус», водоизмещением около 14,5 тыс. тонн, с экипажем 41 человек. Построенный в Калифорнии, он был спущен на воду в феврале 1943 г. и в марте того же года поступил в ведение Дальневосточного морского пароходства для выполнения перевозок между советскими портами (Владивосток, Мурманск, Тикси) и портами союзников (Балтимор, Вашингтон, Портланд, Сан-Франциско).
Грузовой пароход «Тунгус» (фото с сайта ДВМП)
О том, с какими трудностями и риском были связаны подобные перевозки, написано немало: гитлеровцы прилагали максимум усилий, чтобы грузы не достигали до назначения. А поскольку транспортники строились на скорую руку, то не отличались надежностью, отчего, к слову, звались советскими моряками «тарой». Когда «тару» в открытом море накрывали фашистские самолеты, то единственной надеждой оставалась команда, ее боевое мастерство и мужество.
Отважную команду «Тунгуса» возглавлял капитан Владимир Сергеевич Мордвинов (1910–1969). Лично общавшийся с ним в 1943 г. И.Д. Папанин так описывает В.С. Мордвинова: «Это был молодой, жизнерадостный моряк, однако же строгий начальник, державший на судне образцовую дисциплину. Мордвинов потом командовал другими большими судами, его оперативность и беззаветную преданность морю очень ценили в Арктике. В числе лучших судоводителей его выдвинули после войны в капитаны-наставники, и сегодня многие опытные моряки с уважением называют Мордвинова своим учителем».
Под стать В.С. Мордвинову был и Василий Васильевич Бутузов, столь же дисциплинированный и строгий к себе. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1945 г. о награждении капитана В.В. Бутузова Орденом Красной Звезды дается следующая характеристика этому человеку: «Идеологически выдержан, морально устойчив. Дисциплинирован. Военную и государственную тайну хранить умеет. За период 15-летней службы в РККА и ВМФ настойчиво работал над воспитанием личного состава, а также над повышением своих знаний».
За службу на борту «Тунгуса» В.В. Бутузов удостоен следующих наград: ордена Красной Звезды (1945), медалей «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За победу над Японией» (1946), юбилейных медалей и ордена Отечественной войны II степени по случаю 40-летия Великой Победы (1985).
После войны В.В. Бутузов продолжил образование, пройдя в 1948 г. годичные курсы усовершенствования политсостава Военно-морского флота, а в 1951 г. закончив вечерний университет марксизма-ленинизма, после чего занимал должность начальника кабинета основ марксизма-ленинизма Высшего военно-морского училища.
Демобилизовавшись в 1955 г., Василий Васильевич проработал некоторое время на Уралмашзаводе, где отвечал за организацию гражданской обороны, а с 1956 г. по 1973 г. состоял в штате Уральского геологического управления, занимая пост заместителя начальника по административно-хозяйственной части Центральной комплексной лаборатории.
Если не считать боевых наград, В.В. Бутузов награждался за мирный труд орденами Красного Знамени (1951) и Ленина (1955).
Василий Васильевич Бутузов скончался 18 июня 1994 г., похоронен на Лесном кладбище г.Екатеринбурга.
Р. Мальков