Об академике А.П. Карпинском

karpinskyap«Безжизненные гребни венчаются дикими причудливыми каменными стенами и непроходимыми завалами… Царство медведей и волков. Изредка среди ветвей показывается колоссальная несуразная голова сохатого. В сумерках зелеными огоньками загораются злые глаза рыси. И везде, везде все лес и лес. Тысячи километров можно идти по нему, то по ясному, солнечному сосновому бору, то по мрачному, густому, смолистому пихтарнику. Быстрые, прозрачные, журчащие горные реки нарушают покой его… Среди этого леса бродил невысокий, плотно сложенный молодой человек с быстрыми глазами и зачесанными назад волосами, одетый в синюю полувоенную форму с золотыми пуговицами и блестящими эполетами. Вооруженный геологическим молотком и компасом, он медленно переходил от скалы к скале, пытливо вглядываясь в слои горных пород, стараясь понять их строение…»

Точное и вместе с тем живое, образное описание уральской тайги, оставленное академиком Д.В. Наливкиным. А что же это за невысокий молодой человек с молотком и компасом, столь органично вписавшийся в пейзаж? Имя этого человека – Александр Петрович Карпинский, ученый, последний глава Академии наук царской России и первый глава АН СССР, заслуживший славу крупнейшего пермского геолога.

Родился он 7 января 1847 года (по нов.ст.), так что на текущий год приходится его 170-летний юбилей. По этой причине горнозаводские краеведы, работая над организацией Праздника русского алмаза, приняли решение посвятить предстоящее мероприятие памяти А.П. Карпинского. Имелась и другая причина: Праздник алмаза в этом году проводится в шахтерском поселке Сараны, выросшем на Сарановском месторождении хромовых руд, которое некогда попало в круг научных интересов патриарха уральской геологии. Справедливости ради нужно сказать, что Александр Петрович называл сарановские руды «теплогорскими хромитами» по важнейшему из ближайших заводов.

В интересе Карпинского к Саранам нет ничего удивительного, ведь и сегодня месторождение остается одним из величайших в мире, а по состоянию на начало ХХ века так и вовсе было уникальным, не знающим себе равных. Естественно, что пытливый ученый не смог пройти мимо, поскольку его в геологии интересовало очень-очень многое. Трудно сказать, каких проблем геологии не затронул Александр Петрович за свою долгую и насыщенную жизнь (Карпинский скончался в 89 лет, 15 июля 1936 г.).

И повсеместно, чего бы он ни коснулся, геолог обогащал науку если не открытиями, то ценными наблюдениями или новациями. Так, Карпинский в числе первых начал применять при изучении пород и минералов поляризационный микроскоп, совершив революцию в петрографии и минералогии, равную внедрению микроскопии в биологии. Далее Карпинский установил закономерности роста горных кряжей, наметил линии их развития («линии Карпинского»). Выявил особенности смены разливов древних морей в пределах Русской равнины и построил серию палеогеографических карт, на которых показал процессы натиска и отступления соленых вод на сушу (процессы трансгрессии и регрессии).

karpinskymap

Выполненная А.П. Карпинским карта Девонского моря, которое около 400 млн. лет назад оставило илы, ставшие известняками массива Большие Воронки близ Пашии

Ученый справедливо предсказывал существование Бахмутского месторождения каменной соли и месторождений каменного угля на Восточном склоне Урала. Карпинскому принадлежит честь открытия артинский ярус (пермского периода в истории Земли), с которым оказались связаны нефтегазовые месторождения «Второго Баку».

Всего не перечислить. Но если попытаться обобщить все сделанное А.П. Карпинским, то станет очевидно, что геолог исключительное внимание уделял уральским недрам. Отчасти это связано с тем, что он родился на Урале (поселке Фроловский Рудник Богословского горного округа) в семье потомственного горного инженера. «Мое детство в родительском доме прошло среди природы Среднего и Южного Урала, разнообразной по рельефу… По вечерам вид звездного неба пробуждал интерес к естественным явлениям», – объясняет свои мотивы Александр Петрович. Неудивительно, что по окончании Института Корпуса Горных инженеров (Петербург) с малой золотой медалью Карпинский вновь отправляется на малую родину:

«Каждый мог определиться на государственную службу в желаемый им горнозаводской район. Я выбрал Урал, где родился и провел детские годы, а на Урале — Златоустовский округ, привлекавший меня своей красивой разнообразной природой, с его минеральными копями, золотыми россыпями, огромными открытыми работами железных рудников… с его доменным, чугунолитейным и стальным производством и разнообразием почвенного (т.е. геологического) состава. Все это было знакомо мне в пределах моего детского понимания и наблюдения еще до вступления в Институт».

Любовь к уральской природе служила стимулом для активной работы. И конечно, своими открытиями геолог был обязан неиссякаемому трудолюбию. Примеры его трудолюбия впечатляют. Известно, что когда в возрасте 88 лет ученому «микроскоп съел правый глаз», ученый пошел на риск сделать глазную операцию, чтобы по-прежнему иметь возможность по 10 часов в день уделять чтению научной литературы.

Но коллеги в не меньшей степени ценили добродушие и скромность академика. Здоровые условия в тогдашней науке не вынуждали ученых всеми правдами и уж тем более неправдами пиариться и повышать «индекс цитирования», чтобы заработать на кусок хлеба и доказать свою «полезность», как это происходит сегодня. И в тех здоровых условиях высоко ценились личная скромность ученого, его готовность убрать свое имя из публикаций, где оно неуместно. В этом плане Александр Петрович служил эталоном скромности и порядочности. Иногда он словно прятался от собственной славы. Например, однажды, когда геолог А.Е. Ферсман обмолвился, что Карпинского знает вся страна, академик отшутился, поведав забавную историю:

«Я тоже думал, что меня все знают, но вот сегодня, когда я шел сюда, убедился, что еще не все меня знают. Иду из дома по набережной Невы, подхожу к Академии, перехожу через трамвайный путь, его замело снегом, и я по-стариковски замешкался. В это время от моста идет трамвай, дает звонки, я тороплюсь, но не успеваю перейти. Трамвай останавливается, из него выходит вагоновожатый, подходит ко мне, берет за воротник и говорит: «Ты что же, старый бездельник, по путям ходишь, мешаешь движению: раз не можешь ходить — сиди дома», — сказал и перевел меня на тротуар. Очевидно, он меня не узнал».

Согласитесь, этот полный иронии к себе рассказик многое говорит о характере рассказчика! И можно с полным правом принять то мнение коллег, что А.П. Карпинский «чистейшая моральная личность, высоко принципиальная и непоколебимая в вопросах общественных, в сфере творческой и научно-познавательной мысли» (М.С. Королицкий).

Источники:

Кумок Я.Н. Карпинский. – М.: Молодая гвардия, 1978. – Серия «Жизнь замечательных людей». Вып. 8(579).

Романовский С.И. Александр Петрович Карпинский (1847–1936). – Л.: Наука, 1981. – Академия наук СССР. Научно-биографическая серия «Научно-биографическая литература».

Запись опубликована в рубрике Богатства нашего края, Геология и палеонтология, Краеведческий клуб "РОДНИК", Праздник алмаза, Славные имена. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *