Олигархи Горнозаводского «округа»

 

golicinshuvalovПоследние крупные заводчики будущего Горнозаводского района – Шувалов и Голицын. Не станем перечислять титулов и читателя путать, будем говорить современным языком. Шувалов и Голицын – тогдашние олигархи, то бишь небедные представители элиты. Оба они приходятся наследниками несметного богатства Строгановых, заключавшегося в уральских горных заводах. В частности, помимо всего прочего, Голицыну отошел завод Пашийский, а Шувалову – Теплогорский. И родня, и «соседи», и люди одного положения в обществе, оба крупные бизнесмены. А все-таки разные до невозможности!

Начнем с Сергея Михайловича Голицына (1843–1915). Появился на свет в Париже, окончил дни свои в Лозанне. Для тех, кто подзабыл «недворянскую науку» географию, скажем яснее: родился во Франции – стране Делона и Наполеона, умер в Швейцарии – стране часов и банков. Да, в общем-то, за границей он большую часть жизни и провел.

За 72 года заграничной жизни чем только не награждался от государства Российского: тут и «Невский», и «Белый Орел», и «Владимир» 2-й степени, и «Станислав» 1-й, а еще той же степени «Анна». И это мы не перечисляем медалей и проч. Трудно сказать, за какие заслуги, так как на войне он вроде не был, губерниями не управлял (пусть даже плохо).

Ах, да! Он же тратился на строительство и благоустройство храмов. Параллелей с современной Россией масса: сегодня элита тоже хватает без числа ордена «за заслуги перед чем-то там» и инвестирует в храмостроение. Заботился Сергей Михайлович о русской духовности весьма странным образом, поскольку профинансированные им храмы находятся в Каннах, Женеве и Ницце. Словом, где жил, туда и вливал капиталы.

А откуда брал эти капиталы? Как и большинство российских олигархов, Голицын заграничную щедрость оплачивал за счет хребтины великорусского мужика, гнувшего спину на… да хотя бы, на нашем Пашийском заводе!

Так, может, С.М. Голицын что-то путное для завода-кормильца и поселка сделал? Отнюдь-с. Заводом Голицын вообще не занимался. Есть замечательная категория бизнесменов, которые в бизнесе не участвуют. Зовут их «рантье». Есть у рантье некая собственность, способная приносить приличный доход, и господин рантье передает ее в руки других деловаров, а сам расслабляется на причитающийся процент (ренту). И в ус не дует. Именно так Голицын поступил с Пашийским заводом. Чтобы не заморачиваться, сдал его в аренду французскому аферисту Полю Бонту, «отцу» финансовой пирамиды общей стоимостью в 5 млрд. франков.

В 1879 году Бонту создал фирму под названием Анонимной компании «Франко-Русское Уральское Общество» и от лица этой фирмы взял у Голицына в аренду на 49 лет (!) земли и заводы Нытвенского и Пашийского округов. Уже в 1881 году пирамида Бонту рухнула, сам он получил 5 лет тюрьмы, но… Заводы сомнительной фирмочки не вернулись Голицыну, а пошли дальше гулять по французским рукам. В 1884 году арендованное у Голицына имущество оказывается в распоряжении «Общества Камских стальных и железоделательных заводов», также принадлежавшего французам. За «Камским Обществом» стоял один из самых могущественных банков Франции – «Лионский кредит». Который (о чудо!) участвовал в пирамиде Бонту и на этой афере удвоил свои капиталы.

Металлургические предприятия, когда-то основанные Голицыными, теперь по милости наследника-рантье были фактически потеряны: как предполагает специалист по истории горнозаводского Урала, доктор исторических наук В.А. Шкерин, Голицыны не смогли бы восстановить контроль над округом, когда истекал срок контракта с французской стороной.

Теперь обратимся ко второму заводчику-олигарху Павлу Петровичу Шувалову (1847–1902). Участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. В 1898 году унаследовал от отца, Петра Павловича, заводы и земли Лысьвенского горного округа и, несмотря на немолодой уже возраст (за 50 перевалило, как-никак) не превратился в рантье, а лично занялся управлением.

Его отец, Петр Павлович, много забот отдал своим предприятиям, и, несмотря на общий упадок уральской металлургии в последней четверти XIX века и большие долги на своих имениях, умудрялся прогрессивно организовать хозяйство, внедрял технические новинки и даже основал новый завод – Теплогорский (заложен в 1880 г.).

Сын пошел по стопам отца, затратив на подъем Лысьвенского округа порядка 2,5 млн. руб. При Шувалове-младшем в 1,5 раза снизилась себестоимость добычи руды, при этом добыча руды на ряде рудников (Куртымский и др.) выросла. Было открыто и начало разрабатываться Богородское железорудное месторождение. Шувалов приложил немало усилий к разведке на алмазы, в существование которых многие тогда не верили. Также он установил на заводах немало нового оборудования, например, паровой пожарный насос и две доменные печи новейшей конструкции на Кусье-Александровском заводе. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже кровельное железо Шувалова получило Гран-при и Большую золотую медаль.

Помимо забот о предприятиях, Шувалов заботился и о поселках с их жителями. В 1900 году он безвозмездно выделил землю и стройматериалы губернскому земству на постройку двух школ в Кусье, также распорядился о строительстве двух училищ при Лысьвенском заводе. Кроме того, он на льготных условиях продал 11,5 тыс. десятин земли крестьянам и мастеровым.

Два богача, два бизнесмена, если угодно. Но один не оставил после себя в районе никакого следа. А второй укрепил в экономический кризис местную промышленность – рудники, прииски, заводы. Промышленность, спустя годы внесшую весомый вклад в индустриализацию и Великую Победу. Промышленность, которую по прошествии ста лет разорят господа реформаторы, идейные наследники С.М. Голицына.

Что тут добавить? Факты мы изложили. Выводы делайте сами.

Источники:

Кузьмина Н.Д. Князь Сергей Михайлович Голицын. (2009).

Лазарева Е.В. Отечественная историография о роли иностранного капитала в экономике Урала в последней трети ХIХ – начале ХХ вв. (2008).

Оль П.В. Иностранные капиталы в народном хозяйстве довоенной России. (1925).

Ронин С. Иностранный капитал и русские банки. (1926).

Шадрин Б.Г. У истоков пермских горных промыслов. (2017).

Шевелева А.В., Ростовский Ю.М. Иностранное предпринимательство в России (2003).

Шкерин В.А. Князь Голицын и граф Шувалов (сравнительная характеристика уральских заводчиков рубежа XIX–XX вв.) // Уральская провинция в системе регионального развития России: Исторический и социокультурный опыт: Материалы Всерос. научн. конф., посвящ. 300-летию г.Каменска-Уральского. – Екатеринбург, 2001. С. 332–342

The Krach of 1882 and the Bourse de Paris. – 6th Eur. Hist. Ec. Soc. Conference. Istanbul, September 9—10, 2005.

Запись опубликована в рубрике История и политэкономия, Краеведческий клуб "РОДНИК", Посёлки и люди, Публикации Родника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *