Ежегодно на Праздник русского алмаза прибывают гости из разных городов и поселков Урала, а иногда и не только Урала, что особенно приятно. В этом году, как нас уже оповестили, на торжества в Теплой Горе приезжали гости из Качканара – члены клуба «Краеведение» (ГАУ «КЦСОН «Забота»), которым руководит Передерий Кристина Валентиновна. Разумеется, нам очень приятно принимать у себя соседей, тем более что Качканар – больше, чем просто сосед. Оказывается, этот город появился на карте во многом благодаря… поселку Бисер, тому самому, что в нашем Горнозаводском районе. «Причем тут Бисер?» – спросите вы. Читайте, и вы все узнаете!
Открытие рудных запасов горы Качканар связано с деятельностью Бисерского завода, ныне пос. Бисер Пермского края.
Поселок Бисер, как и большинство поселений горнозаводского Урала, вырос при заводе. Архивы рассказывают нам, что крепостные рудознатцы генерал-лейтенанта Бориса Григорьевича Шаховского (1737–1813) обнаружили в его владениях знатные залежи железных руд, и в 1780-х годах в будущей заводской даче появились две копи – Березовский (в 1782) и Прокопьевский (в 1786) рудники [1, с.79; 6, с.84]. Для плавки добываемых в этих копях руд был в 1787 году заложен Бисерский чугунолитейный завод [4, с.404—405].
Рабочие нового предприятия выплавляли чугун и кричное железо, готовый металл отправлялся на переработку на Лысьвенский и Юго-Камский заводы по Койве. Для этого при заводе, на Усть-Бисерской пристани были сооружены верфи, где осуществлялась постройка грузовых судов, так называемых «коломенок» [5, с.137; 6, с.86].
Рудники находились совсем рядом с заводом: Березовский – в 10 верстах, Прокопьевский – в 2,5 версты. Однако Бисерская дача была обширна, и перед рудознатцами стояла задача разведать ее недра на всем протяжении. Самой дальней точкой дачи являлась гора Качканар, лежащая в 50 верстах от завода. Восточный склон горы принадлежал Гороблагодатским заводам, а все остальное относилось к Бисеру.
Вероятно, на рубеже XVIII и XIX столетий были открыты руды Качканара, но они поначалу не заинтересовали руководство завода по причине удаленности горы. Гораздо больший интерес к рудам проявили старатели спустя два десятилетия.
Это было связано с открытием первого золота на территории Пермского края – обнаружением золотоносных песков в долине реки Полуденки. Открытие сделал в 1820 году некий Просвирин, крепостной старатель Шаховских-Шуваловых. К 1824 году по берегам реки было разведано несколько россыпей, и здесь появились прииски, получившие название Крестовоздвиженских [3, с.523]. Тогда же на приисках вырос старательский поселок, который так и нарекли – Крестовоздвиженские промысла (ныне – пос. Промысла) [5, с.138–139].
Спустя 5 лет (в 1829) на Крестовоздвиженских приисках будет открыт первый в России и Европе алмаз. Но это далеко не все. Почти одновременно с обнаружением алмазов начинается и активная добыча качканарских руд. Дело в том, что золотоносные пески из россыпей Полуденки были сильно «засорены» частицами железа, которое требовалось как-то извлекать при промывке эфелей. Старатели придумали самый простой и действенный по тем временам способ: отделять железистые шлихи природными магнитами, а конкретно – магнитным железняком из недр горы Качканар. В начале 1830-х годов была развернута разработка рудной россыпи на южном склоне горы. Знаменитый уральский краевед Н.К. Чупин сообщает об этом следующее: «Весьма замечательное явление представляет каменная россыпь, прилегающая непосредственно к Качканару с юга, толщиною от 2 до 3,5 футов [0,6–1 м], и состоящая из обломков магнитного железняка, одаренного притягательной силой, из диорита, диоритового сланца и агитовой породы» [5, с.141–142].
Применялась ли качканарская руда для плавки? Недолго, в порядке эксперимента. Около 1840 года потерпевший неудачу эксперимент был прекращен, о чем свидетельствуют Н.К. Чупин и шотландский путешественник Р.И. Мурчисон, изучавший геологию Качканара в 1841 году [2, с.114–115]. Причина, по которой забросили добычу руды для нужд металлургии, кроется в особом ее составе, чего не учли на заводе:
«…Пробовали добывать руду качканарскую и, не сделавши порядочного ее разложения для вывода состава шихты, стали плавить ее с тем же флюсом, как плавили бурые железняки; плавка, разумеется, не пошла, в чем обвинили руду, и с тех пор бросили ее как негодную, а притом же и далеко лежащую от заводу», – так сообщает Чупин [5, с.141]. Мурчисон уточняет, что негодный железняк сочли «чрезвычайно плотным, вязким и трудноплавким» [2, с.114].
Тем не менее, подземные богатства Качканара не давали покоя ввиду своего изобилия, отмеченного тем же Мурчисоном: «Руда эта распределена по массе горы в таком изобилии, что во всех местах ее стрелки наших компасов вращались по всем направлениям и мы могли определить действительное простирание только по солнцу и относительному положению отдаленных точек цепи» [2, с.113].
Поэтому к началу 1870-х годов возобновились попытки «приручить» местные руды в литейном деле, и на сей раз попытки оказались чуть более удачны. Известно, что в 1871 году Бисерский завод выдал 101.254 пуда чугуна, на который, помимо местных руд, ушло почти 30 тыс. пудов качканарского магнитного железняка [5, с.137, 141]. «Начатая тогда со стороны Бисерского завода разведка рудника на Качканаре показывала будто бы, что магнитный железняк по характеру своему сходен с гороблагодатским; разведкою достигли до массы сплошного железняка», – комментирует статистику Н.К. Чупин [5, с.141].
И все же руды оказались не по силам тогдашней уральской металлургии, их потребление вновь упало спустя несколько лет. Новый этап в изучении и освоении минеральных сокровищ Качканара берет начало в послевоенные годы. Однако «бисерскую страницу» в предыстории города забывать нельзя.
Источники:
- Купцов И.В. Род Строгановых. – Челябинск: Каменный пояс, 2005. – 224 с.
- Мурчисон Р.И. Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского. Переведено с английского языка, с примечаниями и дополнениями Корпуса горных инженеров полковником А. Озерским. Часть II. – СПб., в типографии И. Глазунова, 1849. – С. 110–113
- Наумов В.А. Золотой промысел. – Геологические памятники Пермского края: Энциклопедия / Под общ. ред. И.И. Чайковского; Горный институт УрО РАН. – Пермь, 2009. – С. 523–526
- Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII века: заводы и заводовладельцы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 564 с.
- Чупин Н.К. Бисерский завод. – В кн.: Географический и статистический словарь Пермской губернии, составленный Н.К. Чупиным. Т.2. Вып. 4. – Пермь, 1878. – С. 137–151
- Шадрин Б.Г. История Пермских вотчинных заводов, золотых, платиновых и алмазных приисков, принадлежавших потомкам рода Строгановых – Шаховским, Шуваловым: монография. – Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2014. – 122 с.