Тайны первого русского алмаза

PRA-2021_logoПостоянные читатели Клуба «Родник» уже знают почти всё о находке первого в России и Европе алмаза. Нашли камешек в 1829 году, произошло это на берегу речки Полуденки, автор находки – крепостной Павка Попов, которого раньше считали мальчиком лет 13–14, но благодаря изысканиям краеведа Б.Г. Шадрина удалось узнать, что это был паренек 15 лет по отечеству Назарович. Какие еще могут быть тайны?

Оказывается, тайн осталось немало. Например, есть загадки, связанные с дальнейшей судьбой находки. Через какие приключения прошел этот камень и где он сейчас? А самое главное: как он выглядит? Почему нигде нет фотографии этой поразительной находки?

Известно, что в конце июня (по старому стилю) 1829 года на прииске в Адольфовом логу были найдены один за другим с разницей в несколько дней три алмаза. Первый кристалл весил 105 мг, второй – 132, третий – 253 мг.

Автор первой находки – Павка Попов, это общеизвестно. Второй и третий камешки приписывают другому каталю (старателю), тоже мальчику, если верить фактам, собранным минералогом Николаем Ивановичем Кокшаровым. Имя мальчика мелькает в некоторых изданиях. Звали его вроде бы Ваня Соколов.

Наш товарищ и коллега по Клубу «Родник» Борис Григорьевич Шадрин, восстановивший биографию Павла Попова, разумеется, не мог пройти мимо второго столь важного лица в истории открытия русских алмазов. Б.Г. Шадрин изучил тонны архивных документов, внимательно ознакомился с так называемыми ревизскими сказками (описями крепостных «душ») и… И выяснил, что юный старатель по имени Ваня Соколов на приисках графини Полье никогда не трудился и взяться ему здесь было неоткуда.

shadrinbg

На фото: Б.Г. Шадрин

Как так? Существовал ли юный старатель Иван Соколов? Скорее всего, нет. Быть может, второго мальчика звали как-то иначе? Скорее всего, да. Но еще возможно и то, что никакой второй мальчик на промывке золотоносных песков вообще не появлялся, а Кокшаров допустил ошибку. Хоть Николай Иванович и был крупным ученым, впоследствии избранным в академики, но ведь он же геолог, а не чиновник. Крепостных мадам Полье лично не считал, информацию получил с третьих рук.

Первый (Павкин) и третий алмазы Адольф Полье, супруг владелицы прииска Варвары Петровны Полье, передал тогдашнему министру финансов Егору Францевичу Канкрину, который как организатор промышленности много сделал для развития горного дела в России и отчасти предпринятыми мерами приблизил открытие уральских алмазов.

Второй кристалл ждала более увлекательная судьба. Граф Полье подарил его барону Александру фон Гумбольдту.

pra2021zagadkaПортреты персонажей «алмазной истории»

Всемирно известный немецкий путешественник совершал в тот год путешествие по городам и весям России: от Петербурга через Москву, Нижний Новгород и Казань на Урал, затем в Сибирь (Тобольск), затем через южные отроги Урала (Башкирия, Казахстан) на Волгу, в Самару и ниже, до самой Астрахани, после чего через Воронеж и Тулу в Москву, откуда вернулся в Петербург. Граф Полье на части маршрута сопровождал знаменитого немца, считая это высокой честью и желая как-то отблагодарить. Но как? Ах да, барон же, ознакомившись с работами русских горных инженеров, уверовал, что рано или поздно в России будут отысканы алмазы. И надо же – драгоценные камни действительно отысканы, да еще в год почетного визита!

2(14) сентября барон совершил остановку в Миассе, где отметил свое 60-летие. Тогда еще Гумбольдт ничего не знал об открытии уральских алмазов, но через несколько дней получил пусть и запоздавший, но отличный подарок к юбилею: управитель Крестовоздвиженских золотых приисков Август Христиан Фридрих Шмидт (в России его звали традиционно Федором Федоровичем) привез путешественнику подарок от графа Полье – второй из найденных в россыпи алмазов.

Этот алмаз совершил увлекательное путешествие с Урала через полстраны в Европу, после чего счастливый Гумбольдт передал подарок Берлинскому Королевскому музею, ныне – Музей естественной истории Университета Гумбольдта. Фотографию алмаза Музей выложил в интернет с подписью: «Diamant aus dem Ural (Geschenk des Grafen Polier an Alexander von Humboldt 1829)» (перевод: «Алмаз с Урала (Подарок графа Полье Александру Гумбольдту, 1829)»).

zweiter im Ural gefundener Diamant, überreicht von Graf Polier an Alexander von Humboldt am 03.09.1829 in Miass

zweiter im Ural gefundener Diamant, überreicht von Graf Polier an Alexander von Humboldt am 03.09.1829 in Miass

На фото: алмаз из Берлинского музея

Но на этом загадки не заканчиваются. Вы спросите: что опять не так?

Сотрудникам Музея возражает немецкий профессор Ульрих Штоттмейстер, изучающий научное наследие Гумбольдта. Размеры и вес камня с фотографии не совпадают с теми, какие записаны у алмаза Полье. Кристалл на фото гораздо меньше. Неужели в Музее могли ошибиться?

Мы привыкли считать, что у немцев во всем царит идеальный порядок. Но вот Штоттмейстер держится трезвого мнения о своих соотечественниках и вполне допускает, что за давностью лет произошла путаница. В состав экспедиции А. Гумбольдта по Уралу и Алтаю входил другой немецкий ученый Густав Розе, который тоже получил от Шмидта несколько алмазов для исследований вместе с пробами золотого песка и образцами уральского золота. Скорее всего, Берлинский музей располагает одним из алмазов Розе, тем более что этот ученый одно время возглавлял Музей. Борис Григорьевич Шадрин, состоящий в переписке с профессором Штоттмейстером, разделяет это мнение.

Так что на фото – не Павкин алмаз. И даже не алмаз загадочного Вани Соколова, этакого подпоручика Киже от российской геологии.

Впрочем, в любом случае перед нами один из первых уральских алмазов, найденных почти два столетия тому назад. И пусть это фото послужит всем краеведам, геологам и историкам науки хорошим стимулом для разгадки тайн Павкиного алмаза.

Запись опубликована в рубрике Краеведческий клуб "РОДНИК", Мероприятия и проекты Родника, Праздник алмаза, Публикации Родника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.