wordРаспечатать для распространения

Математики в Великой Отечественной войне

Когда говорят об ученых в годы Великой Отечественной, то разговор обычно касается исследований, которые проводились советскими институтами для нужд оборонной промышленности. Но далеко не все ученые работали в тылу. Многие из них пошли на фронт, воевали и сложили головы за Родину. Жизнь этих людей удивительна. За ничтожно короткий срок, отпущенный им жизнью, молодым талантам удалось дважды обессмертить свое имя: сначала в стенах университетов, а затем — на поле боя.

Математики в годы войны

Десятки имен молодых талантливых математиков значатся в списках павших и пропавших без вести. Вечная им память!

Сейчас, в очередную годовщину Великой Победы хотелось бы назвать некоторые из этих имен, познакомиться с наиболее примечательными штрихами их биографии. В том числе мы увидим, какими непостижимыми путями пришли эти люди в математику и как послужили своей науке.

Глеб Александрович Селиверстов родился 24 июля 1905 г. в семье иркутского инженера. В школьные годы мальчик не проявлял большого рвения к занятиям, зато рос непоседой и любил лазать по водосточным трубам. Лишь в 15-летнем возрасте Глеб неожиданно увлекся математикой, так что еще не окончив школы засел за вузовские пособия. Поступив в университет, Глеб Александрович заявил о себе, как прирожденный исследователь, тонкий знаток тригонометрии.

С 1942 г. Селиверстов в армии, в 1943 г. отправлен на фронт, где был командиром минометного расчета. Выдающийся математик А.Н. Колмогоров вспоминает о службе Глеба Александровича: «Мне запомнились его просьбы к родителям, жившим в Москве, о присылке теплых вещей не лично ему, а его солдатам». Г.А. Селиверстов погиб в 1944 г.

Виктор Николаевич Засухин родился 13 февраля 1915 г. в Саратове. Еще подростком судьба закинула его на Урал, где он, после школы фабрично-заводского ученичества, работал в Магнитогорске. Затем последовала учеба в университетах — сначала Саратовском, а затем Московском, куда Засухин был переведен со старших курсов. Учился Виктор Николаевич блестяще, так что в 1938 г. поступил в аспирантуру, а в 1941 г. (в возрасте 26 лет) успел защитить диссертацию.

В.Н. Засухин опубликовал только одну работу, но она внесла большой вклад в развитие теории стационарных многомерных случайных процессов. В начале войны Засухина призвали в качестве лейтенанта пехотных войск. В первые же месяцы войны Виктор Николаевич погиб.

Николай Борисович Веденисов родился 27 мая 1905 г. в семье саранского инженера. Поступив после школы на физико-математический факультет МГУ, Веденисов очень скоро зарекомендовал себя как почитатель теоретико-множественной топологии. Утонченный интеллигент Николай Борисович, казалось бы, создан природой для занятий математикой. Он обожал живопись, старинную архитектуру, поэзию Пушкина, стихи французских поэтов (которые читал в подлиннике). Чтобы вблизи увидеть памятники древнерусского зодчества, Веденисов участвовал во всех студенческих турпоходах по Русскому Северу и Уралу.

Еще при его жизни научный мир признал его результаты по общей теории размерности, а одно из неравенств этой теории с тех пор носит имя молодого математика. В сентябре 1941 г. Николай Борисович, несмотря на слабое здоровье, настоял на том, чтобы уйти в ополчение. В ходе боев в районе Ельни Веденисов попал в плен и от полученных им тяжелых ранений скончался, вероятно, в октябре 1941 г.

Давид Оскарович Шклярский родился 23 ноября 1918 г. в Харькове, рос безотцовщиной. В школе долгое время был шалуном, любил сбегать с уроков, однако затем, как многие молодые люди в то время, увлекся поэзией. Шклярский начинает посещать Дом литераторов и даже сам пробует писать стихи. Интерес к числам проснулся у юноши внезапно, когда он прочитал в какой-то популярной книжке о никем не доказанной великой теореме Ферма. Шклярский попытался доказать эту теорему и, разумеется, потерпел неудачу. Зато после этого влюбился в математику и начал заниматься в школьном кружке. А по поступлении в МГУ сам, еще будучи студентом, открыл школьный кружок при университете.

Л.И. Головина делится своими детскими впечатлениями о кружке Шклярского: «Нынешнему поколению молодых математиков, вероятно, трудно представить себе, какое место в жизни московских школьников занимал когда-то математический кружок при МГУ. Я хорошо помню, какими праздничными были для нас те дни, когда — два раза в месяц — в Университете читались лекции для школьников, в каком приподнятом настроении мы приходили в Университет!»

В первые же дни войны Давид Оскарович добровольцем пошел в действующую армию. При этом молодой человек хранил веру в скорую победу: «Сейчас прекрасный зимний день, погода совсем по Пушкину — Мороз и солнце, день чудесный. Может быть от этого у меня светлое и хорошее настроение… Кончится война, и я опять буду заниматься математикой, которую за время войны я совсем не забыл» (январь 1942 г.). Спустя месяц после написания этого письма Шклярский в составе партизанского отряда был отправлен за линию фронта. 26 июня 1942 г. в боях с фашистами на территории Бегомельского района Белоруссии Давид Оскарович погиб. На тот момент ему было 23 года.

Задачи от Давида Шклярского

И в заключение в память о павших ученых хотелось бы привести несколько увлекательных задачек, содержащихся в сборнике Д.О. Шклярского. Надеемся, что читатели сайта, даже не справившись с какой-нибудь из них, получат удовольствие от оригинальности этих головоломок. И напоминаем, что несмотря на внешнюю потешность, эти задачи отражают сложнейшие вопросы, которые ставят перед математикой радиофизика, информатика, электротехника и другие науки.

1. Задача о фальшивой монете

Среди 12 монет имеется 1 фальшивая, которая отличается по весу от остальных (или тяжелее, или легче). Как с помощью трех взвешиваний найти фальшивую монету и узнать, тяжелее или легче она настоящих?

2. Задача о перестановке цифр

Найти наименьшее число, начинающееся с единицы, и такое, которое при перестановке этой единицы в конец числа увеличивается в 3 раза:

1***** × 3 = *****1

3. Задача на умножение

Не выполняя умножения, скажите, сколькими нулями будет заканчиваться произведение всех чисел составляющих ряд от 1 до 100.

4. Задача о числовом ряде

Представим себе ряд чисел, кратных девяти: 9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90, 99, 108… и т.д.

Видно, что в этом ряду сумма цифр в каждом числе часто равна 9: 1+8=9; 2+7=9; 3+6=9… и т.д.

Но со временем появляются числа, сумма цифр в которых равна 18 и больше. Первое такое число — 99 (9+9=18). Вопрос: на каком по счету месте в этом ряду впервые появится число, сумма цифр которого дает 81?

Использованная литература:

  • Колмогоров А.Н. Глеб Александрович Селиверстов. //Успехи математических наук. Май-июнь 1970. Т. XXV, вып. 3(153). С. 244—245
  • Колмогоров А.Н. Виктор Николаевич Засухин. //Там же. С. 243
  • Александров П.С. Николай Борисович Веденисов. //Там же. С. 239—241
  • Головина Л.И. Давид Оскарович Шклярский. //Там же. С. 248—252
  • Шклярский Д.О., Ченцов Н.Н., Яглом И.М. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. — Новосибирск, 1976.
Запись опубликована в рубрике Славные имена. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Математики в Великой Отечественной войне

  1. Skif говорит:

    Задачу 1 вроде решил…

  2. Skif говорит:

    И число нашёл по 2-й задаче. Шестизначное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *