Недра Пашии таят в себе минеральный ресурс, о котором сегодня в поселке все позабыли, – это каменный уголь. Кого-то такое сообщение удивит, а между тем пашийский уголь не просто существует, но и в свое время добывался на нужды местной металлургии. Удивительные факты о местных углях сообщает читателю свежий номер поселковой газеты «Пашия – Светлая река» в традиционной рубрике о природных богатствах Горнозаводского района.
Пашийский уголь относится к так называемому Кизеловскому угольному бассейну (КУБ), который протянулся на 150 км от р.Яйвы на севере до р.Чусовой на юге. Наибольшие запасы угля сосредоточены в окрестностях Александровска, Губахи и Гремячинска. Открыт этот бассейн был в 1783 г., при постройке плотины для Кизеловского металлургического завода. В те годы уголь не играл никакой роли в хозяйстве Европы, где хищнически эксплуатировали леса, применяя для металлургии уголь древесный. Российские власти, привыкшие жить европейским умом, и подавно не обратили внимания на это открытие, тем более что уральские заводы окружала казавшаяся бескрайней тайга, которую можно было разорять и разорять.
Все изменилось, когда осенью 1796 г. пожар погубил львиную долю древесины, заготовленной под уголь, отчего Кизеловский завод мог остановиться. Выход нашел рудознатец Моисей Югов, открывший к тому времени несколько новых месторождений каменного угля. Югов считал каменный уголь эффективным топливом, отчего употребил его в горны, о чем 29 ноября был составлен отчет. Так в России впервые был получен чугун путем плавки на каменном угле.
Предприниматели отнеслись к новации с опаской («кабы чего не вышло») и поспешили донести на него. Рудознатцу пришлось скрываться, но в конце декабря его доставили на допрос в Берг-коллегию. Берг-коллегия не нашла в действиях Югова ничего опасного, но более того: направила его в Пермскую губернию для поиска новых месторождений угля.
Накануне Отечественной войны 1812 г. удалось обнаружить уголь в окрестностях Александровского завода, в начале 1820-х гг. на Усьве, а с 1848 г. последовали открытия углей на территории будущего Горнозаводского района. Близ Архангело-Пашийского завода первые месторождения удалось обнаружить в 1854 г. Разведочная штольня в 1857 г. вскрыла пласты мощностью от 30 см до 2 м. Месторождение получило название Сысоевского, в 1865 г. оно было исследовано геологом В. Мёллером, а позднее, в начале ХХ в., – А.А. Краснопольским. К сожалению, добыча угля в Кизеловском бассейне развивалась медленно, особенно в Пашии, где уголь потребляли по необходимости. Отчасти это было связано с тем, что под поселком отсутствуют мощные, удобные для разработки угольные пласты, да и качество угля оставляет желать лучшего из-за повышенной зольности.
Как установили геологи, возникновение пашийских углей происходило в далеком прошлом, в период геологической истории, который так и называется каменноугольным (карбоном). Еще великий ученый М.В. Ломоносов установил, что угли образуются из отмирающей растительной массы. Его предположение было доказано в начале XIX в. с обнаружением частичек растений в толще угля.
На изображении: Карта Визейского моря с расположением каменноугольных болот (по И.А. Василькову). Отмечены контуры современных рек и морей. Слева: Реконструкция каменноугольного леса (Райан Дин).
Содержащая пашийский уголь западноуральская свита формировалась с 345 до 325 млн. лет назад, когда наш район представлял собой заболоченную низину. Первоначально здесь плескались волны Визейского моря, но затем, по мере роста будущих Уральских гор, море стало отступать. На месте мелководья раскинулась сеть широчайших озер и приморских болот (маршей), поросших обильной лесной растительностью. Леса той эпохи состояли из гигантских деревьев, ныне полностью исчезнувших, родственных современным папоротникам и хвощам.
Море не сдавалось без боя. Периодически оно подтапливало болота, перекрывая илами слои торфа и стволы подгнивших или поваленных ураганами деревьев. Затем море вновь отступало, и оставленные им толщи илов заносились песком и гравием, который несли реки. На этой почве вновь начинали зеленеть леса, и цикл повторялся. Илы окаменевали, превращаясь в доломитовые известняки, песок – в песчаники, а погребенные растительные останки под давлением вышележащих слоев становились прослойками каменного угля в земной коре.
Р. Мальков
«Пашия – Светлая река», 2014, №12