Продолжается наше историческое странствие по боевому пути 94-ой гвардейской стрелковой дивизии, сформированной приказом Верховного Главнокомандования от 28 апреля 1943 г. на основе 96-й отдельной стрелковой бригады, называемой районными краеведами «теплогорской». Такое название связано с тем, что формирование 96-й бригады происходило здесь, на нашей земле, в поселке Теплая Гора в сентябре 1942 г. Естественно, в бригаду вошли и наши земляки, и многие другие уральцы, и далеко не только уральцы.
Нам уже удалось проследить все важнейшие вехи на пути воинов-«теплогорцев»:
- освобождение Сталинграда – 2 февраля 1943 г.;
- освобождение Белгорода – 5 августа 1943 г.;
- освобождение Харькова – 23 августа 1943 г.;
- освобождение г.Звенигородка – 6 декабря 1943 г.;
- освобождение г.Дубоссары – 12 апреля 1944 г.;
- освобождение Кишинева – 22 августа 1944 г.
Для этого борьба за освобождение родной страны для 94-й гв. сд завершилась, впереди дивизию ждал освободительный поход по зарубежной Европе – до самого Берлина. В январе 1945 г., 70 лет назад, «теплогорцы» исполняли свой интернациональный долг по освобождению Польши, включая ее столицу – город Варшаву.
Ситуация в Польше накануне освобождения Варшавы
Поясним, что освобождение Польши происходило в два этапа, первый из которых начался еще в 1944 г., на заключительном этапе Люблинско-Брестской наступательной операции. В августе 1944 г. войскам 1-го Белорусского фронта (командующий – Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский) удалось закрепиться на так наз. Магнушевском плацдарме, что на левом берегу р.Вислы, в районе г.Магнушев (60 км южнее Варшавы), откуда в дальнейшем и станет разворачиваться наступление на столицу.
Гитлеровские захватчики с особым упорством обороняли свои позиции в Польше, которую превратили в центр террора славянских народов. Польские земли являлись средоточием кошмарных фабрик смерти для истребления «низших рас»: концлагерей Бялая Подляска, Демблин, Майданек, Освенцим, Собибур, Треблинка, Хелм. Исконно польские территории Польского Поморья, Опольской Силезии и Восточной Пруссии были объявлены немецкими владениями.
На январь 1945 г. приходится этап окончательного освобождения страны от фашистских агрессоров, получивший название Висло-Одерской наступательной операции по наименованию двух важнейших рек Польши. Между этими реками – семь вражеских рубежей, которые требовалось преодолеть советским войскам для дальнейшего продвижения, теперь уже внутрь Германии. В этой стратегической операции, проведенной за период с 12 января по 3 февраля 1945 г., были задействованы войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов при содействии войск левого крыла 2-го Белорусского и правого крыла 4-го Украинского фронтов.
Надежным союзником советских войск являлась Армия людова, выросшая из Гвардии людовой, которая сложилась в конце 1942 г. и только за первые полгода партизанской войны уничтожила 36 железнодорожных станций и 14 самолетов, освободила из заключения 1450 поляков и других пленников, пустила под откос 127 германских эшелонов, истребила в 237 сражениях 1412 вражеских солдат и офицеров. Эпицентром активности Армии людовой служила Люблинщина.
1 января 1944 г., с началом освобождения СССР и приближения Красной Армии к государственной границе, командование Армии людовой формирует Польский Национальный Совет – Крайову Раду Народову (КРН), готовясь к удару по фашистским захватчикам и освобождению Польши. 21 июля КРН, опираясь на Конституцию Польши от 17 марта 1921 г., принимает декрет о создании Польского комитета национального освобождения и реорганизует Армию людову в Польское войско. На следующий день в Хелме, освобожденном советскими войсками, КНР и созданный ею Комитет публикуют свою правительственную программу и проводят новую границу между СССР и Польшей по линии Керзона, за рядом исключений в пределах 5–8 км в пользу Польши по решению советской стороны. (Впоследствии полякам вновь были возвращены объявленные немецкими Польское Поморье, Опольская Силезия и Восточная Пруссия, и на Крымской [Ялтинской] и Берлинской конференциях 1945 г. Сталин настоял на том, чтобы Британия и Америка согласились принять возрождение Польши в этих, выгодных для нее, границах.)
После реформы 31 декабря 1944 г., в ходе которой Польский комитет национального освобождения был преобразован во Временное правительство Польской республики во главе с президентом Болеславом Берутом (1892–1956). В итоге 1 января 1945 г. формируется первое правительство восстановленной Польши в составе 17 человек. Временное правительство было признано Советским Союзом 7 января (немногим позже, 31 января, о признании Польши заявит правительство Чехословакии). В сложившейся обстановке 12 января 1945 г. начинается второй этап освобождения Польши, нацеленный на прорыв фронта от Балтики до Карпат с освобождением польской столицы.
Варшавско-Познанская операция
Важнейшей составной частью стратегической Висло-Одерской операции является Варшавско-Познанская наступательная операция войск 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (принял командование фронтом 19 ноября 1944 г.), проведенная за период 14 января – 3 февраля 1945 г., участниками которой как раз и стали воины-«теплогорцы».
Следует напомнить, что на тот момент 94-я гвардейская стрелковая дивизия входила в состав 26 гвардейского стрелкового корпуса под командованием генерал-майора Героя Советского Союза Павла Андреевича Фирсова (1901–1964) и начальника штаба Н.К. Антипова и числилась в составе 5-й ударной армии под командованием генерал-лейтенанта Героя Советского Союза Николая Эрастовича Берзарина (1904–1945). Пятая ударная армия была включена в состав 1-го Белорусского фронта 30 октября 1944 г. В течение ноября-декабря 1944 г. части армии, включая 94-ю дивизию, были тайно переправлены на Вислу, на Магнушевский плацдарм, пополнив собой ударную группировку фронта.
Замысел операции заключался в том, чтобы расчленить противостоящую группировку противника и разгромить ее по частям путем нанесения рассекающих ударов, главный из которых наносился с Магнушевского плацдарма в направлении Познани силами 61-й, 5-й ударной, 8-й гвардейской армий, 1-й и 2-й гвардейских танковых армий и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. «Этот мощный таран нацеливался в обход Варшавы с юга на Рава-Мазовецка, Скерневице, Лович. Вся варшавская группировка этим ударом отрезалась от глубокого тыла, а на ее коммуникации выходили танковые армии», – пояснил стратегию Жукова дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков (1900–1982).
Утро 14 января… Ровно в половине девятого командующий артиллерией генерал Н.М. Пожарский дает команду: «Огонь!». Операция началась с мощного 25-минутного огневого налета артиллерии, но без авиационной подготовки из-за нелетной погоды.
После огневого вала в действие вступил разведывательный эшелон 5-й ударной и 8-й гвардейской армий. Среди тех передовых батальонов были задействованы части 94-й гвардейской стрелковой дивизии, которые перешли в атаку из лесистой зоны восточное Демьняк, Подосе, Демьрувки и вскоре, перерезав железнодорожную линию Варка – Радом, овладели селом Боска Воля на первой линии вражеской обороны, откуда открывался выход на берег Пилицы.
Генерал-лейтенант Федор Ефимович Боков (1903–1984) сообщает по этому поводу следующие подробности: «Гвардейцы 94-й дивизии, которой командовал полковник Григорий Николаевич Шостацкий, к 11 часам прорвали всю глубину первой позиции, продвинулись на три километра и вплотную подошли к полотну железной дороги. На этом рубеже гитлеровцы вдруг оказали отчаянное сопротивление. Лишь к полудню наши воины отбросили их от железной дороги и вышли к восточной окраине Боска Воля».
Чтобы открыть пехоте широкую дорогу, полковник Г.Н. Шостацкий спланировал обходной маневр с участием двух танковых батальонов 220-й танковой бригады совместно с передовым 2-м батальоном 286-го стрелкового полка под командованием майора А.П. Рыбкина. Танки с севера обошли Боска Волю и, взяв новый опорный пункт Буды Босковольске, вышли к третьей позиции. Это позволило пехотинцам и танкистам отбросить гитлеровцев в полосе 94-й дивизии. Тесня противника к реке, гвардейцы к 16 часам вышли к Пилице и закрепились у села Затор.
В ночь с 14 на 15 января дивизия, преодолев сплошные минные поля, первой форсировала по льду реку и заняла позицию на западном берегу у села Михалув-Дольны и переправы на Буды-Михайловске (юго-восточнее Пальчева). При форсировании Пилицы многие бойцы проявили чудеса отваги, в т.ч. командир отделения разведки 94-й дивизии Христофор Андреевич Бутусов, с риском для жизни выявлявший пульточки и артбатареи противника, способствуя их успешному подавлению, чем обеспечил продвижение передовых частей. За свой подвиг (далеко не первый!) Х.А. Бутусов был награжден орденом Красной Звезды.
Интереснейшие воспоминания о событиях тех дней оставил Ф.Е. Боков. Вот как передает он свой разговор с начальником политотдела 26-го гвардейского стрелкового корпуса полковником Дмитрием Ивановичем Андреевым сразу после форсирования реки:
«Я поблагодарил его за хорошие новости и спросил:
– Вы сообщили в другие дивизии о форсировании Пилицы?
– А как же? Мои работники по телефону оповестили замполитов полков 89-й гвардейской дивизии, а «именинники» позаботились об этом сами. Кузовков доложил, что в наступающих ротах выпущены листовки-молнии с таким содержанием: “Батальоны Рыбкина, Горбунова и Демченко форсировали Пилицу. Вперед, товарищи!”
– Правильно. Это воодушевит другие подразделения. Я невольно отметил про себя оперативность политработников и коммунистов 94-й гвардейской дивизии. И в этом, конечно, была немалая заслуга начальника политотдела полковника Сергея Васильевича Кузовкова.
– Кстати, – продолжал Д.И. Андреев, – при форсировании отличилась седьмая рота старшего лейтенанта Вербина.
– Подождите, это тот самый Николай Николаевич Вербин, в роте которого я был на партсобрании?
– Совершенно верно. Мне приятно доложить, что коммунисты выполнили обещание быть первыми в бою.
– Замечательно! Расскажите-ка поподробнее.
– Когда рота вышла на лед Пилицы, противник открыл ураганный огонь. От разрывов мин и снарядов крошился лед, падали убитые и раненые. Рота залегла. Головы нельзя было поднять. И в этот момент именно члены партии увлекли за собой бойцов. Первыми поднялись ротный Вербин и взводный Храброе, а за ними коммунисты Майоров, Кремечуцкий, Виноградов и другие. Партийцы Сентюрин и Кудрявцев получили ранения, но не покинули поля боя. К девятнадцати часам рота прорвалась на западный берег в районе излучины Затар и закрепилась на плацдарме.
– Отлично! Представьте весь личный состав, всех до единого, к наградам, а Вербина – к званию Героя…»
Рассвет 15 января вновь потревожила новая артиллерийская подготовка, затем около 9 часов наши войска вновь двинулись вперед. По приказу командарма Н.Э. Берзарина для развития прорыва на участке наступления 94-й дивизии была введена сводная группа в составе 220-й отдельной танковой бригады, 92-го полка танков-тральщиков, 396-го отдельного тяжелого самоходно-артиллерийского полка с десантом пехотинцев. Бойцам-«теплогорцам» предстояло защищать мост у Буды-Михаловске, обеспечивавший продвижение наших танков, для чего потребовалось овладеть пунктами Бяла-Гура и Пальчев, выбив оттуда врага, поливавшего огнем нашу технику на переправе.
Итого за 14–15 января наши войска на основном направлении, где выступала 94-я гвардейская дивизия, продвинулись вперед на 12–24 км и полностью прорвали вражескую оборону на всю ее тактическую глубину, чем войска создали необходимые условия для развития дальнейшего успеха.
Путь 94-й гвардейской дивизии в ходе Варшавско-Познанской операции
16 января наступавшая 47-я армия отбросила противника за Вислу, с ходу форсировала ее севернее Варшавы. В образовавшийся прорыв устремилась 2-я гвардейская танковая армия; пехота, включая «теплогорцев», поспешала следом, чтобы не задерживать бросок танков. В ходе наступления войска 26 корпуса овладели селом Липе-Садурки, вплотную приблизившись к городам Скерневице и Варшаве. Немецкий генерал Курт Типпельскирх написал по этому поводу: «К вечеру 16 января на участке от реки Ниды до реки Пилицы уже не было сплошного, органически связанного немецкого фронта. Грозная опасность нависла над частями 9-й армии, все еще оборонявшимися на Висле у Варшавы и южнее. Резервов больше не было».
Освобождение польской столицы осуществлялось 17 января 1945 г. войсками 47-й и 61-й армий совместно с 1-й армией Войска Польского. Главные силы 9-й армии противника оказались разгромлены, и теперь перед Красной Армией стояла задача преследования и ликвидации остатков гитлеровских войск на территории Польши. Спустя недолгий срок Советское правительство учредило медаль «За освобождение Варшавы», которой были удостоены многие бойцы из 94-й дивизии.
Но нельзя было останавливаться, Ставка сформировала новые задачи: не позднее 30 января выйти на Одер и захватить плацдармы на его западном берегу. Поутру 19 января 26-й корпус форсировал Равку, выйдя к занятым накануне 32-м стрелковым корпусом селам Стара Рава и Волуча, а оттуда – на рубеж реки Бзура. В результате, двигаясь с заметным опережением, войска фронта получили возможность 22 января вступить в затяжные бои за город-крепость Познань.
В осаде Познани 94-я дивизия не принимала участия, поскольку перед ней стояли иные задачи. Командарм Н.Э. Берзарин собрал передовой отряд в составе 1006-го стрелкового полка 266-й стрелковой дивизии, 220-й танковой бригады, 89-го тяжелого танкового, самоходно-артиллерийского, истребительно-противотанкового и минометного полков. Этот отряд должен был как можно скорее достичь берегов Одера и закрепиться близ города Кюстрин. «Теплогорцам» предстояло двигаться за передовым отрядом и развивать его успехи, т.е. расширять те плацдармы, на которые вышел отряд.
«Гонка» началась 19 января 1945 г., и уже 20 января передовой отряд овладел первым важным пунктом на пути продвижения – городом Коло, куда спустя несколько часов позднее вошли части 26-го корпуса. Продолжая следовать за передовым отрядом, 25 января 94-я дивизия преодолела реку Нетце и присоединилась к боям за город Черникау, ступив тем самым на территорию Германии (ныне город в составе Великопольского воеводства). Настал тот долгожданный день, когда Красная Армия начала бить врага на его земле.
Наступала финальная фаза Висло-Одерской операции. 30 января передовой отряд 5-й ударной армии первым вышел на рубеж реки Одер. К утру 31 января передовой отряд форсировал реку и захватил плацдарм в районе города Кинитц, что всего в 68 км от Берлина. Германское командование было шокировано.
Между тем, 26-й корпус «не спешил», ему вместе с другими частями 5-й ударной армии следовало 30–31 января совершить обходной маневр и занять Ландсберг, что в 40 км от Одера. Этот город, ныне Гожув-Велькопольски в составе Любушского воеводства, был освобожден 31 января 1945 г., причем 26-й гвардейский стрелковый корпус сыграл в этом существенную роль. После, в первых числах февраля, части корпуса приступили к расширению плацдарма, занятого передовым отрядом. По тонкому льду под непрекращающимся огнем 283-й и 286-й стрелковые полки 94-й гвардейской дивизии, которыми командовали подполковники А.А. Игнатьев и А.И. Кравченко, форсировали Одер и с ходу завязали бой с подразделениями 67-го отдельного, 309-го пехотного и других батальонов противника. Вскоре враг был опрокинут, так что плацдарм удалось расширить до 6 километров по фронту и до 2,5 километра в глубину.
Маршал Жуков высоко оценил вклад 94-й дивизии в форсирование Одера. Вот какие подробности сообщает об этом Георгий Константинович в своей книге «Воспоминания и размышления»:
«Здесь самоотверженно сражался 199-й гвардейский артиллерийский полк этой дивизии (командир полка подполковник И.Ф. Жеребцов, заместитель по политчасти майор В.И. Орябинский). Особенно хорошо действовала батарея гвардии старшего лейтенанта П.А. Миронова. Во время атаки командир батареи был ранен, и на его место встал гвардии старший лейтенант И.Т. Авеличев. Батарея в тот день вместе с пехотой мужественно отбила 6 атак противника. Командир орудия этой батареи старший сержант Сорокин, выкатив орудие впереди боевых порядков, точными попаданиями снес два дома с пулеметными точками и подавил вступившее с ним в единоборство фашистское орудие. Бесстрашием отличались парторги батарей старший сержант Г.И. Швецов и сержант Иван Волков».
В итоге 2–3 февраля части 26-го корпуса заняли плацдарм севернее города Кюстрина (Костшина). Варшавско-Познанская операция, одна из крупнейших фронтовых операций Великой Отечественной войны, была успешно завершена. Войска 1-го Белорусского фронта к концу операции продвинулись на глубину 500 км, так что среднесуточный темп наступления достигал 25 км! Такая высокая скорость обеспечила выход советских войск на глубокие тылы варшавской группировки противника. Красной Армии открывалась дорога на «логово».
Р. Мальков
***
Источники:
- Антонов В.С. Путь к Берлину. – М.: Наука, 1975.
- Боков Ф.Е. Весна победы. 2-е изд. – М.: Мысль, 1985.
- Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941–1945 / М.Л. Дударенко, Ю.Г. Перечнев, В.Т. Елисеев и др. – М.: Воениздат, 1985.
- Пласков Г.Д. Под грохот канонады. – М.: Воениздат, 1969.
- Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза. – М.: Воениздат, 1975.
- Рождественский Ю.М. Первый понтонный. – http://rojdestvensku.ru/index.php
- Советская военная энциклопедия / Глав. ред. Маршал Советского Союза А.А. Гречко. – В 8 тт. – М.: Воениздат, 1976.
- Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. – М.: Сов. Россия, 1985.
- «Пашия – Светлая река», 2015, №15, стр. 3