Спустя недолгий срок с момента основания поселковой газеты «Пашия – Светлая река» по инициативе ее главного редактора Зинаиды Владимировны Сибиряковой в издании появилась рубрика «Судьбы Пашии». В этой колонке публикуются материалы о наших хороших соседях, которых мы знаем всю свою жизнь и о которых можем (и обязаны) рассказать что-либо. Газета призывает пашиян и вильвенцев публиковать свои заметки о таких людях, чтобы сохранить для потомков память об их добрых делах. И сегодня на сайте «ГОРН» очередная статья из «Светлой реки», посвященная непростой, но насыщенной жизни Павла Афанасьевича Дружинина.
Павел Афанасьевич Дружинин
В тот день, 22 июня 1941 г., Пашка Дружинин уговаривал Михайловских мальчишек пойти в кино в Пашию. Никто не пошел… А в Пашии Павел попал не в кино, а на митинг. Началась мобилизация на фронт. Ему же было только 17. И в августе 42-го он попал на курсы радистов, только не пришлось учиться – зрение. Сначала направили на химика, а потом и совсем комиссовали. Что только не пришлось делать в годы войны! Павел работал на Сарановском руднике – добывали руду для всех заводов страны, и не только для Пашии. Трудное это было время.
Но не менее трудными оказались и послевоенные годы. Много переселенцев появилось в лесных поселках. Большинство из них были крестьяне, не умели работать в лесу, нередко попадали под срубленное дерево. «Давило их, погибали, – рассказывает Павел Афанасьевич. – От поселка Щегровитый до станции Бисер шла грань, по которой репрессированные стремились сбежать. Грань эту так и прозвали – «Кулацкая грань». Она была усыпана трупами бежавших переселенцев: замерзали, умирали от голода в пути».
Отец, Афанасий Дружинин, был егерем, многое знал и повидал, рассказывал детям, уча их уму-разуму. Павел был старшим, мать родила его в подарок мужу – на день его рождения. А всего детей было в семье шестеро.
Прочитав заметку в газете «Чусовской рабочий», решил Павел учиться на маркшейдера. Но опять не прошел по зрению. Перевели на бухгалтера – отказался. Ушел в лесничество. Вот с той поры и дружен с уральской суровой тайгой.
После войны встретил свою Катю. Высокая, стройная, задорно-боевая девчонка запала в сердце на всю оставшуюся жизнь. Да что и говорить – постоянство и верность в характере всех Дружининых. Катя подарила Павлу двух сыновей и двух дочерей. Старшая, Валя, трагически погибла на заводе, а младшая дочь Лена и сегодня ежедневно бывает у отца, хотя живет в Горнозаводске, но не забывает – готовит ему, ухаживает за домом и огородом. Да и сам Павел Афанасьевич еще бодр и помнит все, чем очень удивил меня, его собеседницу.
Он помнит даже имя первой учительницы, это была Капиталина Павловна Брагина. А поскольку учиться Павлу пришлось в разных школах, он назвал мне и тех, кто учил его во втором – Лида Федоровна Гоголева. А еще он помнит Веру Сергеевну Сахарову…
Не пришлось служить Родине на фронте – с юности служил ей Павел Афанасьевич Дружинин на трудовом посту, а вот оба сына были военными. Офицеры запаса Владимир и Александр сегодня – гордость отца. Теперь они, как и отец, на заслуженном отдыхе, но все равно трудятся – не привыкли сидеть без дела. Только в наградах отец не уступит своим сынам-офицерам – заслужил он этих наград за трудовую доблесть немало.
…День Победы в 1945 г. был серым и пасмурным. Шел дождь. Павел Афанасьевич встретил его в Саранах. Это был будний день, но сразу объявили выходной. Кстати, с 1947 по 1965гг. День Победы не был праздничным, выходным. Только в 1965 г. Л.И. Брежнев узаконил выходной день 9 мая.
«Жизнью я доволен. Доволен заботой о нас, ветеранах. Только вот молодежь нынешняя несколько ленится. Надо заводить хозяйство! И радует, что Крым опять в составе России. Вот прекратить бы войну в Украине – было бы хорошо», – сказал Павел Афанасьевич, когда я уже закончила беседу и собралась уходить.
Спасибо Павел Афанасьевич!
Нам очень хочется быть достойными тех дел, что свершили вы – наши отцы, деды. Мы постараемся сохранить мир.
Беседу записала З. Сибирякова
«Пашия – Светлая река», 2015, №07(21)