В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на образование: гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе – высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Кроме того, государство устанавливает общие образовательные стандарты, т.е. объем и уровень предоставляемого государством образования должны быть едиными для всех: для бедных, для богатых, для тех, кто в столице и для тех, кто проживает в далеких от столицы городах или селах.
Исходя из того что нам гарантирует Конституция в области образования, можно задаться двумя вопросами:
- Доступно ли образование для всех и каждого?
- Одинаково ли образование для всех и всюду?
Важные ли это вопросы? Конечно, важные. А нет ли у нас проблем в этих вопросах? Увы, есть.
Например, всеобщая доступность. Формально – вроде каждый российский школьник исправно ходит в школу. Но ведь не секрет, что с каждым годом школ становится все меньше и меньше. Таким образом, доступность образования очевидно снижается. Но снижается, это еще не значит, что не доступно. Любой чиновник это нам быстро объяснит, даже если школы скоро останутся только в крупных городах. Поезжай в любой такой город, да учись. Кто-то разве не дает – закрывает доступ?
Почему школ меньше? Да потому же, почему и людей в небольших поселениях все меньше, почему и предприятий там меньше. Большие города эту проблему не видят, а голоса жителей поселений никто никогда не услышит. Поэтому можно сказать, что с доступностью образования у нас все в порядке. В том смысле, что за порядок тут бороться просто некому.
А как у нас с одинаковостью образования для всех? Тут все несколько интересней, потому что это уже касается и горожан.
Сегодня очень и очень активно обсуждаются свидетельства того, что российское образование подвержено сегрегации. А именно, что имеют место попытки внести в государственное образование подходы, когда с малолетства детей можно делить на тех, кто достоин хорошего образования, и на тех, кого кое-как обучат читать-считать для пополнения низших «человеческих ресурсов». Иными словами, начиная с первого класса школы одних детишек станут готовить в директора компаний, а других – в дворники.
Определения подобным инициативам в образовании находятся без труда – это полное свинство. Потому что они противоречат элементарным нормам справедливости и идеалам развития человечества. Может, так принято на Западе, но так не принято у нас. Мы – люди, имевшие в СССР равные права не только в получении образования, но почти во всем, что угодно. И мы хорошо знаем из тех же советских учебников как называется разделение людей на белых и черных: расизм. Разделение же людей (тем более детей) на элиту и быдло – это из той же оперы: социальный расизм. Хотя признаемся, что бороться с таким разделением мы не спешили и не спешим.
Итак, не только политика на уровне государства (из одних делать господ, а из других холопов), но и сами предложения допустимости такого подхода – аморальны. И именно потому, что пока это понятно почти всем, вопрос проблемы сегрегации образования в России не тянет на реальную проблему.
Уровень образования – вот вопрос всех вопросов. И не путайте уровень образования с качеством. Уровень – это, например, гора по сравнению с кучкой, а качество – это пустой звук, качество сейчас у всего «самое отменное» – так телевизор говорит.
Что там сегрегация, когда уровень образования и для простых людей и для завтрашних «господ» давным-давно упал, что говорится, ниже плинтуса. Тут все мы одинаковые жертвы «болонизации» (Болонской системы образования): и будущие дворники, и будущие директора. Надо же понимать, что совершенно неважно, где живет болонка – на помойке или в богатом доме, – она ведь в любом случае остается болонкой, которой не суждено превратиться в человека. Так же обстоят дела и с «болонками» в системе образования.
Образование в России давно «ни о чем». И сегрегация, таким образом, представляет собой лишь явное прикрытие, призванное отвлечь наше внимание от процесса всеобщего отупления.
За примерами не нужно далеко ходить. Откройте учебники по экономике – для обычных школ, для элитных школ, для обычных вузов, для престижных вузов, для слушателей особых эксклюзивных курсов и т.д. Все эти книжонки абсолютно одинаковы. И написан в них абсолютно одинаковый бред, никак не связанный с реальностью и не дающий представления о движении финансов, источниках ресурсов, мировом и национальном производстве, законах планирования.
У Вас есть знакомые грамотные экономисты? Конечно, нет! Откуда им было взяться? После того как страна послушала в начале 90-х экономистов, вроде Егора Гайдара, всякому ясно, что по новым правилам игры слова и реальность теперь всегда расходятся друг с другом. И если наши министры не могут нам ничего убедительно объяснить в происходящем, то откуда возьмутся какие-либо объяснения нашей новой реальности в учебниках?
Вот хотя бы такой момент: Вам кто-нибудь из экономистов или политиков объяснил причины вступления в ВТО, перечислил «плюсы» этого решения?
Молчок. То-то же! Ясно, что нас за баранов держат. Причем всем ясно, что и наших министров, и новоявленных академиков и профессоров новых наук, и миллионеров – миллиардеров Запад держит за таких же баранов.
Наша новая элита – те же лакеи. Их отпрыски – «счастливцы», получающие якобы престижное образование. Они лопочут на смеси английского с нижегородским, заучили полтора десятка броских словечек из разряда «лизинг-консалтинг-маркетинг»… и на этом все! Потому что лакей не должен знать больше, ведь смысл его жизни тот же, что и у крепостного горняка, – гнуть спину на заморского барина. И это логично, с точки зрения иностранных хозяев-реформаторов: ведь трудовые функции прописаны как для «высших» холопов, так и для «низших», а значит, для всех определены одинаково жесткие и узкие рамки образования. Получить знания, выходящие за пределы этих рамок, невозможно.
Вот только если «низший» холоп видит свою печальную долю, то самодовольный лакей не видит и не увидит своего холопства. Он счастлив. Счастлив тем, что носит красивую ливрею, научился читать по слогам и имеет возможность задирать нос перед «чумазыми». Лакею не ведомы чувство профессиональной гордости, радость от практического приложения своей эрудиции, ощущение собственной значимости от участия в масштабных и многолетних общественно полезных проектах – ведь все эти эмоции возможны лишь у настоящего специалиста с широким кругозором. А недоучка-лакей специалистом не является, он – всего-навсего слуга.
Сегрегация, снижение доступности, плата за образование – все это плохо. Однако главная диверсия в том, что любое образование в России (другие нас не интересуют) год от года «становится» все хуже и хуже, и для «высших», так и для «низших». И это не случайно (естественные процессы в обществе никогда не идут вспять сами собой) – в нашем образовании вовсю работают заграничные советники. Такие же советники уже насоветовали нам нынешнюю промышленную политику, в результате чего передовое промышленное наследие СССР давно погибло. Образование – это лишь одно из направлений борьбы Запада с нами… А надо бы, чтобы здесь велась наша борьба с «ними».
***
Читать о сегрегации образования в России:
1. «Проект деления детей на касты уже запущен»
- интервью Ирины Волынец с историком, доцентом МГИМО Ольгой Николаевной Четвериковой (http://ivolin.ru/proekt-deleniya-detej-na-kasty-uzhe-zapushhen)
2. «Образование не для всех, или Кто разрушает единство образовательного процесса»
- статья историка Евгения Юрьевича Спицына (http://www.nakanune.ru/articles/110530/)