Арахнологией называется раздел зоологии, изучающий паукообразных, т.е. восьминогих «козявок»: пауков, скорпионов, сольпуг, клещей и др. Эта наука имеет огромное значение, поскольку среди паукообразных есть вредители сельскохозяйственных культур, переносчики возбудителей болезней, паразиты человека и животных, ядовитые виды. В Пермском университете школа арахнологов была основана проректором вуза, советским ученым Дмитрием Евстратьевичем Харитоновым.
Дмитрий Евстратьевич родился 120 лет назад, 27 января (8 февраля) 1896 г. в Екатеринбурге. В 1916 г. Харитонов поступает на естественное отделение физико-математического факультета ПГУ, где наибольшее влияние на молодого человека оказал блестящий зоолог, крупный специалист по беспозвоночным России Дмитрий Михайлович Федотов (1888–1972). Окончив в 1924 г. учебу, Дмитрий Евстратьевич был утвержден научным сотрудником кафедры зоологии беспозвоночных. В 1932 г. ученый, еще не защитив кандидатской диссертации (это состоится спустя три года, в 1935 г.), уже создает себе репутацию одного из крупнейших знатоков российской фауны паукообразных: арахнолог завершает работу над капитальной сводкой «Каталог русских пауков» и в том же году назначается заведующим кафедрой энтомологии, которая вскоре станет ведущим арахнологическим центром СССР.
Настоящий биолог не может ограничиваться на каком-то одном объекте исследований, но стремится охватить все многообразие жизни. Дмитрий Евстратьевич изучает других беспозвоночных, собирает коллекции насекомых и пауков, впоследствии подаренные Пермскому краеведческому музею. Экологи поначалу игнорировали пауков, но Д.Е. Харитонов первым указал на то, что эти охотники регулируют численность насекомых в сообществах, поддерживая экологический баланс. Это изменило взгляды ученых на паукообразных, которые ранее виделись только вредными и опасными животными.
Знание английского, немецкого и французского языков позволяло Д.Е. Харитонову переписываться с арахнологами со всего мира: ученый получал письма из стран Европы, Америки и даже Африки. Экспертное суждение Дмитрия Евстратьевича имело значение для его заграничных коллег.
Дважды Харитонова избирали проректором университета по научно-учебной части: в 1935–1938 и 1941–1943 гг.; накануне и после войны, в 1939–1941 и 1945–1948 гг., Харитонов возглавлял Естественнонаучный институт (ЕНИ) при университете. В последний год своего пребывания директором ЕНИ (1948) Д.Е. Харитонов на заседании ученого совета института впервые заявил о необходимости охраны «такого участка природы, как Басеги». Таким образом, выдающийся арахнолог является и автором идеи создания заповедника «Басеги», расположенного, как известно, частично на территории нашего района. Интерес Дмитрия Евстратьевича к Басегам понятен: этот природный комплекс исключительно богат видами, в т.ч. здесь обитают свыше 250 паукообразных.
Д.Е. Харитонов занимался не только наукой, но и был вовлечен в насыщенную общественную деятельность, в т.ч. избирался депутатом Кагановического районного Совета (в 1936–1947 гг.) и Молотовского городского Совета (в 1948–1952 гг.). Глядя на нынешних народных избранников, кое-кто полагает, будто депутаты всегда были нерадивыми пустомелями. Как видите, это не так: в иные времена депутатствовали достойные люди – внимательнее смотри, за кого голосуешь сегодня!
Работа и общественная деятельность не убивали личных интересов Дмитрия Евстратьевича. Он был страстным коллекционером, увлекался собиранием марок, причем занимался этим серьезно, с душой, так что состоял во Всесоюзном обществе филателистов и Московском городском обществе коллекционеров.
Научную работу на кафедре Д.Е. Харитонов оставил в 1957 г., когда вышел на пенсию. За многолетний труд на научной ниве арахнолог награжден орденом Ленина и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Ученый скончался 7 августа 1970 г.
Е. Кузнецова
По материалам газеты «Пашия – Светлая река», №18(032), 2016 г. С. 2