105 лет назад, 8 августа 1911 г. в Архангело-Пашийском заводе родился Леонид Александрович Касков, человек, в годы войны увенчавший свои подвиги Золотой Звездой Героя. Он скончался в 1998 г. в Кыштыме, где провел большую часть жизни, но его Золотая Звезда до сих пор продолжает сиять над нашим поселком, напоминая о том, что храбрость и любовь к Отчизне не была пустым звуком для пашиян тогда – не должна быть и теперь. Мы не станем говорить о том, как он жил. Мы хотим рассказать о том, как он воевал.
Поскольку на момент начала Великой Отечественной за плечами Л.А. Каскова уже имелась служба в армии, его в сентябре 1941 г. отправили на курсы младших лейтенантов при Южно-Уральского военном округе, а в 1942 г. – на курсы усовершенствования командного состава Московского военного округа. После учебы Леонида Александровича отправили на фронт в качестве командира эскадрона, и вся дальнейшая служба земляка прошла в кавалерии.
Награды кавалериста – верстовые столбы на тропах войны, по ним прослеживается боевой путь защитника Родины.
Первой из них, медалью «За отвагу» Л.А. Касков награжден в соответствии с приказом №56 от 23 марта 1943 г. за отвагу, проявленную в боях 21–22 февраля 1943 г. Накануне, 18 февраля 1943 г., успешно завершилась Ворошиловградская операция Юго-Западного фронта, что создало условия для дальнейшего продвижения к Харькову. На северных подступах к городу образовался выступ, охвативший населенные пункты: Щетиновка, Казачья Лопань, Прудянка, Липцы, Веселое.
Боевой путь Л.А. Каскова (карта)
В числе сил, оборонявших этот рубеж, состояла и 7-я кавдивизия (в будущем – 7-я гвардейская Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Житомирская кавалерийская дивизия). В ее составе гвардии младший лейтенант Леонид Касков командовал взводом 19 гвардейского кавалерийского полка. Кавполк в конце зимы 1943 г. размещался в районе села Веселое (в ту пору – деревни Веселой). Здесь Касков, проводя 21 февраля со своими бойцами разведку в тылу противника, не только отлично выполнил задание, установив точное расположение вражеских огневых точек и численность немецких солдат, но и вступил в схватку с фашистами. Из ружья ПТР Касков зажег одну из вражеских машин. На следующий день, 22-го числа, Касков, отражая контратаку, лично уничтожил около 40 гитлеровцев из ручного пулемета.
Следующая награда – Орден Красного Знамени, выданный Л.А. Каскову в соответствии с приказом №222/н от 21 ноября 1943 г. за подвиг, совершенный на 840-й день войны – 9 октября того же года, при форсировании реки Тетерев. На этот раз Касков возглавлял сабельный взвод в составе 27 гвардейского кавполка все той же 7-й гв. кд, входившей в состав 1-го Украинского фронта.
Тетерев слывет рекой обманчивой. Глубина ее до смешного мала, но вот обрывистые ненадежные берега на большом протяжении крайне трудны для переправы, в первую очередь – для переправы конницы. Немного покорнее малая речка лишь в районе своего устья, где впадает в могучий Днепр. В ту пору, в 1943 г., устье находилось несколько восточнее нынешнего; в месте слияния рек стояло село Ротичи, ныне сокрытое водами водохранилища.
Вот на этом участке 9 октября разыгралась острая схватка с гитлеровцами. Поливая берега Тетерева пулеметным и минометным огнем, противник вынудил продвигавшийся вперед эскадрон гвардейцев остановиться и залечь. Сломить врага мог только внезапный и сокрушительный бросок. Касков поднял свой взвод в атаку и стремительно перевел конногвардейцев через реку. Будучи раненым, он ворвался в траншеи противника, расстреливая в упор засевших там «фрицев». Противник дрогнул и бежал из своего укрытия. Эскадрон продолжал наступление, не давая врагу закрепиться на новом месте. Леонид Александрович возглавлял преследование, получив уже второе, очень тяжелое ранение. Лишь по приказу командира Касков покинул поле боя, отбыв на медпункт.
Этот бой за мелкую речушку – как и всякое кажущееся малым и незначительным сражение – имел свой смысл в общей картине войны: так, небольшими шажками, осуществлялось расширение плацдармов и улучшение позиций наших войск в полосе среднего течения Днепра. Тем самым обеспечивалось формирование щита для действовавших южнее войск Северо-Кавказского фронта, которые совместно с силами Черноморского флота в ходе Новороссийско-Таманской операции (с 9 сентября по 9 октября 1943 г.) освободили город-порт Новороссийск и Таманский полуостров.
Лечение отняло у Л.А. Каскова некоторое время, но летом 1944 г. он вернулся на фронт, на сей раз попав в 54-й кавполк 14-й кавдивизии 7-го кавкорпуса (в будущем – 7-й гвардейский кавалерийский Бранденбургский ордена Ленина Краснознамённый ордена Суворова корпус). С августа 1944 г. по январь 1945 г. кавкорпус находился в обороне на правом берегу реки Вислы, обеспечивая стык между 8-й гвардейской и 69-й армиями.
29 января 1945 г. войска 1-го Белорусского фронта прорвали Мезерицкий укрепрайон и перешли границу Германии западнее и северо-западнее Познани. 7-й кавалерийский корпус занял группу холмов, протянувшихся цепочкой под названием Вала Зеленогурского, склоны которого спускались в долину пограничной реки Одер. Ее русло перекрывало Красной Армии прямой путь к логову противника – к Берлину.
На берег великой природной границы первым из корпуса вышел 56-й кавполк под командованием гвардии подполковника Б.И. Кобякова, 54-й полк двигался следом с небольшим отставанием; это произошло утром 29-го января. Бойцы 2-го эскадрона 56-го кавполка, которым командовал старший лейтенант В.М. Платонов, провели разведку местности и обнаружили переправу южнее Лоденберга, где и приступили к форсированию. Примерно в это же время, но несколько левее приступил к форсированию Одера эскадрон Каскова из 54-го кавполка.
Значительную роль в форсировании реки сыграл пулеметный взвод Героя Советского Союза Николая Константиновича Щипанова (1924–1994), входивший в состав 54-го кавполка и отвлекший на себя основные силы гитлеровцев. Первый расчет взвода выбыл почти сразу после переправы, и тогда гвардии старший лейтенант Щипанов в одиночку из пулемета отражал атаки противника, обеспечив переправу второму расчету.
Продвигаясь под сильным пулеметно-ружейным огнем противника, оба полка – 54-й и 56-й – сумели рассеять встречные вражеские отряды, овладели н.п. Приттигом и перешли к обороне – кроме эскадрона Каскова.
Леонид Александрович продолжал вести своих бойцов дальше, несмотря на упорное сопротивление врага. В ночь на 30 января эскадрон вышел к станции Альт-Кассель, где враг бросил на бойцов Каскова два батальона пехоты, поддержанных танками и артиллерией. Всего конники отбили 10 контратак фашистов, во многом благодаря опять-таки поддержке пулеметчиков Щипанова. Всего в этот день «максимы» Щипанова ликвидировали свыше 220 фашистов. Сломив сопротивление врага, конники Каскова уничтожили на станции два эшелона с войсками и военным грузом. Сам Касков гранатой и из автомата ликвидировал около полусотни вражеских солдат, после чего повел свой эскадрон на дорогу против колонны подкрепления. Используя элемент внезапности, Л.А. Касков и его конники убили почти 200 солдат противника, подбили 50 машин и уничтожили батарею 75-мм орудий.
Так, с непрерывными боями, эскадрон Каскова преодолел 7 км и вышел на подступы к городку Грюнберг, ныне Зелена-Гура в составе Польши (рус. Зеленая Гора). Здесь конников попытались отрезать два батальона вражеской пехоты, но бойцы Каскова стремительно врезались в колонну того батальона, что обходил их слева, двигаясь сквозь лес. В лесу Касков с товарищами вступил в рукопашную схватку с фашистами; удар с фланга оказался столь сильным и внезапным, что батальон удалось почти полностью уничтожить. В итоге в кольце окружения зазияли «ворота», через которые эскадрон вошел в тыл противника. Жаркий бой не прекращался в течение суток, одна за другой сменились 20 (двадцать!) атак. Леонид Александрович получил ранение в плечо, но продолжал биться, словно не чувствовал раны. А возможно, в тот момент, желая всеми силами спасти товарищей, он действительно не ощущал боли.
За два дня битвы за плацдарм на Одере вместе с Касковым чудеса смелости проявили и другие воины 54-го кавполка: наводчик пулемета рядовой Таган Байрамдурдыев (1909–1977), командир взвода разведки Александр Федорович Липатов (1919–1945), помощник командира сабельного взвода Юрий Борисович Кардашенко (1923–1989). Все они, а также многие другие воины 7-го кавалерийского корпуса были удостоены звания Героя Советского Союза – некоторые, к сожалению, посмертно.
Фото героев, упомянутых в статье: 1 – Н.К. Щипанов, 2 – Т. Байрамдурдыев, 3 – А.Ф. Липатов, 4 – Ю.Б. Кардашенко, 5 – В.Ф. Колбнев, 6 – А.Т. Якунин
Не обошла высокая награда и Леонида Александровича Каскова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1945 г. Л.А. Каскова представили к награждению Орденом Ленина и медалью «Золотая звезда» с присуждением звания Героя Советского Союза.
За успешные боевые действия в Варшавско-Познанской операции весь личный состав корпуса трижды отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего и был удостоен медали «За освобождение Варшавы». Сам корпус удостоился наименования Бранденбургского, и в честь его побед на польской земле Москва салютовала трижды.
Следующая операция, в которой предстояло принять участие 7-ому кавалерийскому корпусу, – Восточно-Померанская, в основном осуществлявшаяся силами 2-го Белорусского фронта и преследовавшая цель разгрома Восточно-Померанской группировки противника, которая представляла большую опасность для советских войск, наступавших на Берлин.
В соответствии с приказом командующего 1-м Белорусским фронтом 7-й кавкорпус в полном составе покинул 3 февраля занятые позиции, чтобы к 6-му числу, преодолев 200 км, сосредоточиться на новом участке – в районе Реетц, Арнсвальде. Этими городами предстояло овладеть в ближайшее время. 7 февраля 14-я дивизия, в которую входил эскадрон Каскова, через Кроиц и Нантиков двинулись на Реетц, на подступах к которому закрепилась на исходе дня 8 февраля. Сопротивление врага возрастало. Лишь во второй половине дня 10-го числа, после длительных схваток с противником, появилась возможность двинуться дальше. Теперь задачи дивизии изменились: захват Реетца был затруднителен без предварительного удара по группировке противника в районе Меркиш-Фридланд. С этой целью 14-я кавдивизия приступила к форсированию Драге. Река оказалась весьма сложна для переправы, у нее не получилось обнаружить брод, и бойцам пришлось переходить ее по пояс и даже по горло в ледяной воде, с полным вооружением. Перейдя реку, бойцы закрепились юго-западнее Цухова, а вечером 10 февраля вышли на заданную позицию у Меркиш-Фридланд. Ради закрепления успеха в ночь на 12 февраля главные силы корпуса пустились в 70-километровый марш, спеша занять оборону в полосе от Реетца до Дёлитца.
Эскадрон Л.А. Каскова был направлен в район н.п. Дёлитц (ныне Долице, Польша), который замыкал собой линию обороны. Спустя два дня, 14 числа, здесь на советских воинов были брошены пехота и танки противника, перешедшего в контрнаступление. Завязались жестокие бои. Ночь на 17 февраля была одной из самых тяжелых. Противник совершил четыре контратаки, которые все были отбиты. Завидное мужество проявил при этом экипаж самоходно-артиллерийской установки лейтенанта Поварещенко, который уничтожил свыше сотни гитлеровцев. 17 февраля Касков получил задачу удерживать высоту 57,0 в окрестностях Дёлитца. Трое суток подряд при поддержке артиллерии и авиации фашисты старались вытеснить Каскова с этой высоты, но эскадрон, численно уступавший нападавшим, отбивал атаки одну за другой (по 3–4 ежедневно). Касков применил хитрость в размещении огневых средств, что позволило ему подпускать врага почти вплотную – на какую-то сотню метров, а затем обрушивать на него шквал огня, не неся почти никаких людских потерь.
За отвагу и умелое ведение боев у н.п. Дёлитц 17–20 февраля 1945 г. Леонид Александрович был награжден Орденом Отечественной войны I степени (приказ №578/н от 16 мая 1945 г.).
В те же дни 54-й кавполк вел упорный бой за мост через реку Мала-Ина, удерживаемый силами пулеметного взвода под командованием гвардии старшего лейтенанта Василия Федоровича Колбнева (1906–1945). 17 февраля Колбнев отразил три атаки гитлеровцев и даже смертельно раненый не оставлял пулемета, за что посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
За период с 27 февраля по 1 марта 1945 г. 14-я кавдивизия вела упорные бои за Шлагентин, Райхенбах и Эбенау. С 1 марта весь корпус перешел в наступление вдоль реки Ина в направлении на Штаргард, медленно, но уверенно тесня противника. Штаргард являлся крупным опорным пунктом гитлеровцев, и когда они сгруппировались в нем, на город обрушилась 61-я армия. Армии существенно помогал 7-й кавалерийский корпус, 60-й кавполк которого первым ворвался в город, за что корпус получил благодарность от И.В. Сталина в приказе от 5 марта 1945 г.
С 10 по 13 марта для 54-го кавполка длились бои за Трептов, куда усиленно рвался враг. В этих боях отличился эскадрон младшего лейтенанта П.М. Герасимчука, удерживавший превосходящие силы противника. Отсюда 14-я кавдивизия двинулась к Хорсту, а затем вышла к Балтийкому морю, закрыв противнику пути к отступлению. Одновременно артиллерия корпуса воспрепятствовала подходу гитлеровского флота, и суда под ее огнем отступили в море. Совместными усилиями 14-я и 16-я кавдивизии уничтожили более 1300 солдат противника, захватили в плен около 600 человек, захватили большое количество техники.
С 12 марта кавкорпус находился в оперативном подчинении командующего 1-й армией Войска Польского, вместе с которой участвовал в боях за город Кольберг (Колобжег). 1 апреля корпус был выведен из подчинения 1-й армии Войска Польского в резерв фронта. За успешное выполнение задач в ходе Восточно-Померанской операции 7-й кавалерийский корпус и 14-я кавдивизия, непосредственно в которой служил Л.А. Касков, были награждены орденом Суворова II степени.
Апрель 1945 г. стал временем интенсивной подготовки Берлинской наступательной операции, на время которой 7-й гвардейский кавкорпус передавался в оперативное подчинение командования сначала 61-й, а затем, с 17 апреля, 47-й армии. Задачами корпуса ставилось 18 апреля подойти к Берлину, чтобы ударом с севера овладеть окраиной столицы. В частях корпуса царило воодушевление в связи с предчувствием скорой победы – Победы, которая будет записана в книгах с большой буквы.
Предстояла уже вторая для кавкорпуса переправа через Одер. Накануне однополчанин Каскова Герой Советского Союза Ю.Б. Кардашенко пообещал: «В первый раз за Одером я уничтожил из пулемета 50 гитлеровцев. В будущих боях от моего меткого огня полягут еще больше» [2, с. 167].
Вечером 19 апреля обстановка позволила корпусу войти в прорыв; 14-я кавдивизия завязала бои в районе Газельберга. В дальнейшем основной ударной силой служили 15-я и 16-я кавдивизии, а 14-й предстояло пребывать в готовности закрепить их ожидавшийся успех. В новой обстановке кавкорпус вынужден был проделать вокруг столицы Третьего Рейха крюк – через Ораниенбаум и Ратенов в сторону Бранденбурга.
20 апреля 1945 г. 54-й кавполк оказался в предместье Ораниенбурга – Бернёве. В боях за Бернёве Л.А. Касков вступил в схватку с превосходящей группой противника, двинувшейся в контратаку на наших конников. Касков лично из пулемета убил 20 гитлеровцев, своим примером побуждая товарищей-конников к отражению натиска противника. В результате поставленная перед полком задача была выполнена. Этот подвиг гвардии старшего лейтенанта был отмечен Орденом Отечественной войны I степени (приказ №29/н от 15 июля 1945 г.).
22 апреля, после форсирования Гогенцоллерн-канала, части корпуса вышли к лагерям, из которых освободили свыше 35 тыс. военнопленных. Непосредственно 14-я кавдивизия занималась освобождением узников кошмарного лагеря Веренклоу.
На следующий день было сломлено сопротивление военного городка Ораниенбурга, прикрывавшего Берлин с севера. Бойцы 14-й кавдивизии вышли к соседнему селению Легебрух и овладели им.
Утром 24 апреля части корпуса начали наступление в общем направлении Науэн, Ратенов. В ночь на 25 апреля 14-я кавдивизия достигла лесного массива на юго-восток от Ратенова. В это время войска 1-го Украинского фронта подступали с юга к Бранденбургу. Захват Ратенова и Бранденбурга означал бы, что вокруг Берлина сомкнулось кольцо советских войск. Бойцы 14-й кавдивизии приступили к взятию города; 54-й полк завязал бои на его восточной окраине.
Занять город представлялось очень сложной задачей. Вот как характеризует ситуацию полковник Г.А. Коломиец: «В г.Ратенов каждое здание было приспособлено к длительной обороне. В верхних этажах зданий сидели автоматчики и «фаустники», в нижних – пехота. Здания города – каменные с прочными перекрытиями, двух-, трехэтажные, плотно примыкавшие одно к другому; улицы города – прямые. На углах кварталов в районе переправ через р. Хавель стояли самоходно-артиллерийские установки и танки, простреливавшие перекрестным огнем улицы и кварталы. Обойти кварталы, удерживаемые противником, не представлялось возможным.
Овладеть городом можно было только путем штурма каждого квартала, каждого здания. Это могло привести к большим потерям» [4, с. 64–65].
Планировка этого крупного индустриального центра, включавшего 13 заводов, и наличие мощного, 8000-ного гарнизона дополнительно осложняли задачу. В виду бесполезности обычной артиллерии было принято решение об использовании реактивных снарядов, для чего из бойцов кавдивизии сформировали небольшие штурмовые группы реактивной артиллерии, которые в первый же день боя разрушили 16 больших зданий, являвшихся главными опорными пунктами в системе обороны противника.
В течение дня 25 апреля было уничтожено 60 таких опорных пунктов, и в ночь на 26 апреля 14-я кавдивизия совместно с 55-м кавполком вошли в город. После вынужденной перегруппировки сил, уже утром, завязались уличные бои, которые продолжались и 27 числа. Первая атака деморализовала противника, что дало нашим частям преимущество. Впоследствии контратаки фашистов уверенно отбивались. В течение 27 апреля сабельный эскадрон Л.А. Каскова трижды отбивал контратаки двух вражеских рот, которые каждый раз вынуждены были отступать, неся большие потери в живой силе и технике. За продемонстрированное мастерство и смелость Леонид Александрович был награжден Орденом Красной Звезды (приказ №21/н от 6 мая 1945 г.).
В ожесточенных боях за город погиб заместитель командира 54-го кавполка гвардии майор Алексей Тимофеевич Якунин (1918–1945), посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза.
Ратенов пал лишь к исходу дня 3 мая при поддержке авиации. С его взятием блестяще завершилась миссия 7-го кавкорпуса в Берлинской наступательной операции. Заодно закончился и боевой путь Леонида Александровича Каскова: невзгоды и утраты войны сменились мирными буднями.
Список военных сокращений
гв. – гвардейский(-ая)
кавдивизия (кд) – кавалерийская дивизия
кавкорпус (кк) – кавалерийский корпус
кавполк (кп) – кавалерийский полк
н.п. – населенный пункт
Библиография
1. Бранденбургский кавалерийский корпус / Советская Военная Энциклопедия / Под ред. А.А. Гречко. – Москва: Воениздат, 1976. – Т. 1. – С. 581–582.
2. Докучаев М.С. В бой шли эскадроны: Боевой путь 7-го гвардейского кавалерийского Бранденбургского ордена Ленина, Краснознаменного, ордена Суворова корпуса в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1984.
3. Казаков М.И. Над картой былых сражений. – М.: Воениздат, 1971. – Серия «Военные мемуары».
4. Коломиец Г.А. Действия артиллерийских подразделений в Великой Отечественной войне. Сборник 13. Артиллерийские части и подразделения в боях за крупные населенные пункты. / Управление боевой подготовки артиллерии. – М.: Воениздат, 1958.
5. Ушаков А.П. Во имя Родины. Рассказы о челябинцах — Героях и дважды Героях Советского Союза. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1985.
Также в статье использованы материалы с сайта warheroes.ru.