Эта публикация директора Агентства муниципального развития Антонины Алексеевны Созыкиной написана более 6 лет назад, однако тем интереснее, потому что дает нам возможность увидеть, как рос в размерах «снежный ком» муниципальных проблем. Увидеть, что в лучшую сторону ничего не изменилось и как загонялись в угол поселения. Проследить, как буксовало решение недофинансирования с кризиса 1998 года, пока не превратилось в норму политики в отношении местного самоуправления. Норму, которая ненормальна и которую нужно отменить.
А нам всё стараются доказать, что мы просто не знаем Бюджетный кодекс…
***
Финансовая необеспеченность местных бюджетов является общей проблемой муниципальных образований России. По данным Счетной палаты РФ, в настоящее время до 90% доходов передаются из муниципалитетов в вышестоящие бюджеты, а оттуда в местные бюджеты поступает различного рода финансовая помощь. При этом основные ее получатели – административные центры субъектов РФ, что усиливает разрывы в уровне жизни и уровне развития между глубинкой и региональными столицами. Сохраняются механизмы «отрицательного трансферта», которые отнимают у муниципалитетов-доноров стимулы к развитию собственной налоговой базы.
В результате в подавляющем большинстве муниципалитетов в условиях кризиса и изъятия средств на региональный уровень существенно сокращаются доходы. Так, по данным Счетной палаты РФ, доходы муниципалитетов в расчете на душу населения постоянно сокращаются (в 2008 г. – 17 тыс. руб., в 2009 г. – 16,8 тыс. руб.). Если учитывать инфляцию, а также износ имущества и другие показатели, то эти цифры будут выглядеть еще более тревожно.
За период, прошедший с принятия Закона N 131-ФЗ, перечень вопросов местного значения, установленный для муниципального образования каждого вида, подвергался корректировке 19 раз, общий перечень полномочий, установленный в ст. 17 данного Закона, – 9 раз. При этом перечень вопросов местного значения поселения увеличился на 12 пунктов, района – на 8, городского округа – на 11 пунктов.
А воз и ныне там
Несмотря на постоянно дискутируемый вопрос о необходимости передачи муниципалитетам дополнительных источников собственных доходов, прежде всего налоговых, в последние годы база таких доходов неуклонно сокращалась (см. табл. 1), а вместо нее усиливалась финансовая помощь сверху. Причем усиливалась весьма относительно, потому что межбюджетные трансферты во многих регионах в 2009 – 2010 гг. также сокращались, что поставило муниципалитеты, прежде всего поселения, на грань и даже за грань выживания. Следствиями прогрессирующей зависимости от межбюджетных трансфертов стало сворачивание многих программ развития, в том числе инфраструктурных проектов, распространение на местном уровне настроений иждивенчества и «лояльности» при отсутствии креатива и стремления к модернизации.
Табл. 1. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы, % от ВВП (по данным Фонда «Институт экономики города»)
В связи с задержкой передачи на местный уровень отчислений от налогов, взимаемых с бизнеса, у органов МСУ не формируются стимулы для поддержки предпринимательской деятельности, развития производства и сферы услуг на своих территориях. Промедление с отказом от льгот на земельный налог для крупных хозяйствующих субъектов, отказ от развития базы налога на недвижимость физических лиц, от перевода его на рыночные рельсы ведут не только к деградации муниципального, но и в целом к деградации национального хозяйства страны.
Что дальше?
Вышеуказанные тенденции, по всей видимости, сохранятся и в ближайшее время. Причем уже в 2011 – 2012 гг. возможно еще большее сокращение собственных доходов муниципалитетов и, как следствие, финансовая зависимость муниципальных образований от регионов. Так, с 2011 г. отменены авансовые платежи по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц. По расчетам, в 2009 г. государство получало по этим двум позициям в консолидированный бюджет 175 млрд руб., в основном это доходы муниципальных образований. Исходя из этого, потеря в авансовых платежах по 2011 г. составит примерно 35 млрд руб. Естественно, они поступят в бюджеты, но уже по факту 2012 г., а в 2011 г. образуется достаточно существенная брешь.
В дальнейшем планируется введение налога на недвижимость, объединяющего налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на недвижимость планируется сделать региональным, с перераспределением доходов в местные бюджеты. Таким образом, муниципалитеты лишаются значительной части собственных доходов и местных налогов и теряют мотивацию к увеличению соответствующей налоговой базы (земельные участки и недвижимость физических лиц), которую наиболее эффективно может развивать и учитывать именно местная власть.
Неблагоприятная финансовая ситуация складывается и в муниципальных образованиях – промышленных центрах. Наиболее серьезные кризисные тенденции наблюдались в муниципалитетах с монопрофильной структурой экономики (так называемые моногорода). Среди факторов, препятствующих стабилизации местных финансов и муниципальной экономики, по мнению опрошенных представителей органов местного самоуправления, следует отметить следующие:
- отсутствие у муниципалитетов права устанавливать местные налоги и сборы (за исключением варьирования ставок земельного и налога на имущество физических лиц);
- недостаточная для устойчивого развития передача на местный уровень нормативов отчислений по региональным и федеральным налогам;
- сокращение в целом финансовых трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней;
- падение промышленного производства и производства продукции сельского хозяйства, сокращение численности работников, депопуляция населения в малых и средних муниципалитетах.
Вместе с тем, как показывают результаты опросов, в большинстве муниципальных образований органы МСУ прогнозируют в 2011 г. сохранение в целом стабильной ситуации с тенденцией к позитивным изменениям. Стабилизация муниципальной экономики в 2010 г. и даже достижение в отдельных муниципалитетах докризисных показателей представляют, безусловно, положительное явление. Однако до перехода к устойчивому развитию большинства муниципальных образований пока далеко.
А.А.Созыкина, «Бюджет», 2011, N 9
Источник в интернете: Недофинансирование муниципалитетов стало нормой