Проблемы Тёплой Горы

ЭмальванныЕсли не в период выборов, то когда еще говорить о проблемах района? Но нет, районные средства массовой информации проблем не видят, посыла будущим депутатов не дают, зато дают посыл избирателям — за кого голосовать. Но Движение «ГОРН» в свою очередь таки постарается поставить все на свои места.

Главную проблему Тёплой Горы знает каждый ее житель, даже малый ребенок: закрытие градообразующего предприятия, состоявшееся почти в аккурат на юбилей и завода, и поселка – на 130-летие.

В тот год, когда потушили пашийскую домну (2009), начались и злоключения ОАО «Телиэм». Общественность негодовала, но чиновники и депутаты сердито шикали, недовольных пытались изобразить паникерами: мол, нет, жив завод, просто кризис, но все идет на поправку, вот сейчас сменит управленца на еще более эффективного и тогда – ого-го! Заработает лучше, чем при вашей любимой Советской власти. Катавасия продолжалась до 2013 года. Тогда-то завод закрылся окончательно в угоду европейским конкурентам, которые не желали терять рынок ванн.

Остается только гадать, чем европейцы расплатились с менеджерами «Телиэма». Видимо, золочеными ваннами. А вот чем расплачивались европейцы с районной властью и депутатами-земцами во главе, которые все вместе отказались защищать интересы поселка и его жителей? Плюшевыми унитазами? Впрочем, кажется, земцы не получили ничего. Потому что ничегошеньки не делали. Они слили завод-кормилец не из корысти, а из-за лени, равнодушия и пассивности. Как бы там ни было, на улице оказалось 1059 работников предприятия, что составляет почти треть населения поселка (3596 человек в 2013г.) – и почти все взрослое трудоспособное население. Сокрушительный удар по экономике, который ускорил темпы обезлюживания поселка. За последующие 3 года Теплую Гору покинули более 200 жителей.

Проблемы Тёплой горы, конечно, в каком-то смысле «пристегнуты» к проблеме закрытия завода, точно вагоны к локомотиву. Вот и рассмотрим сейчас этот «паровоз».

Проблема №1. «Наследство» градообразующего предприятия. Наследство — это корпуса и территория большого завода. Их поспешили продать, потому как смена собственника в наше время — это гарантия сокрытия самых разных безобразий, нарушений и даже преступлений прежних хозяев. А новые собственники ничего хорошего с полученными за копейки «активами» делать даже не стали, они просто принялись резать все на металлолом. Когда закончилось что резать, начали копать — за 100 лет много металла ушло под землю. Территория цеха «Эмальванн» сегодня напоминает Сталинград 1943 года, словно перепаханное бомбами и снарядами территория Сталинградского тракторного.

Эмальванны2

На фото: Активы «реальных инвесторов»

И все уверены в том, что так и должно быть. Никто новых хозяев даже не собирается ставить на место, а ведь территория покупалась под какие-то цели, звучащие наверняка красиво, наверное даже с оттенком социальной ответственности будущего владельца. А теперь даже единственная дорога теплогорцев на кладбище проходит, извините, по частной территории. Воля хозяина — пускать или не пускать. Как и кто такое мог допустить даже при продаже? Конечно тот, кому проблема завода в Тёплой Горе, как и сама Тёплая Гора — не интересны.

«Нижняя площадка» — это в том числе и бывший Цех задвижек. Здесь стоит корпус старого, еще Шуваловского завода. Сама история смотрит на нас стенами из кирпича кладки 1880 года. Но история, как и краеведение не в чести у чиновников района.

В общем, когда лица из числа депутатов Земского собрания 2010-х годов вдруг заикнутся об инвесторах, просто «ткните» их носом в нынешнюю территорию теплогорского завода «Телиэм». Инвесторов не стоит ждать тем, кто вот так относится к промышленным площадкам на территории района для потенциальных инвесторов.

Проблема №2. Некомфортная среда. Эта деликатная фраза взята из лексикона чиновников. В переводе на русский означает ветхий жилфонд и высочайшую изношенность коммунальных сетей. Тут все предельно ясно: нужно трясти Пермь, чтобы увеличить бюджетные расходы на ремонт, и развивать муниципальное хозяйство в коммунальной сфере, чтобы осуществлять этот ремонт собственными силами, не прибегая к «помощи» разных дорогостоящих компаний. Которые, скорее всего, окажутся мошенниками, то есть попросту слиняют с нашими денежками (как уже не раз бывало в разных поселениях района).

Проблема №3. Жалкое состояние благоустройства. Да, оно тоже запущено, на него тоже нет денег. Давно назрела необходимость в ремонте внутрипоселковых дорог и тротуаров. Сладкой мечтой видится реконструкция центральной площади и сквера. Но начинать следует с освещения.

А еще мусор. Организованно бытовой мусор вывозится только из многквартирных домов в центре посёлка. Частный сектор решает эту проблему сам. Например, всё больше жителей просто выбрасывают мусор за свои заборы, или выставляют пакеты на дорогу. А вместе с мусором падает и культурный уровень населения.

Проблема №4. Худые сети тепло- и водоснабжения. В Тёплой Горе, как впрочем и везде по району, буквально текут реки из прохудившихся сете. У этих рек пока нет названий, хотя можно было бы дать названия по фамилиям депутатов, представляющих Тёплую Гору в Земском собрании района — Толокновка» или «Куриловка» — звучит неплохо.

Проблема №5. В посёлке нет уличного освещения. Когда энергетики по проекту осваивали деньги / «модернизировали» систему электроснабжения посёлка, то забыли еще на стадии проекта учесть на столбах еще один провод, «отвечающий» за освещение. Вот света и не стало в результате «модернизации» со знаком минус. Столбы есть, а единственного провода на них нет и быть уже не может, так как это не было предусмотрено проектом. Повесишь этот «лишний» провод — все столбы упадут…

Вот и горят радостно все и ровно 9 ламп уличного освещения, освещающих только центр посёлка.  Все остальные лампы на столбах — частные. А каждый местный житель в кармане носит фонарик для передвижения в тёмное время суток. Бред? Да! И не решить этот вопрос за шесть лет и до сих пор — это надо умудриться и далее умудряться.

Проблема №6. Нет газа во многих домах. В поселении не газифицированы восточная и западная его части. Света нет, газа нет… Придется костры жечь – от них и светло, и тепло, и пищу сготовить можно.

Проблема №7. «Экономика каменного века». Нет, сейчас мы уже не про отсутствие света, газа и воды. Дело в том, что после краха металлургического завода поселок действительно откатился к индустрии каменного века. То есть к производству щебня! О том, что габбро-диабазы и мрамор можно использовать как-то иначе, развивая на территории района целые производственные цепочки, мало кто задумывается. При этом чем длиннее технологическая цепочка, тем выше добавленная стоимость и больше число работников, тогда как Пермский щебеночный завод дал поселку всего около 60 рабочих мест.

Между тем, специалистами институтов и лабораторий уже давно проведены необходимые исследования. Например, исследования о том, как получать из габброидных пород минеральную вату, армированный бетон, каменное литье и даже припой для сварки. Расходовать мрамор на щебень – это вообще верх расточительства, потому что выгоднее открыть мастерскую по изготовлению мелких бытовых и сувенирных изделий.

Но даже с производством на уровне каменного века у нас возникли проблемы. Добыча мрамора так и остается в проекте (даже не ясно, хорошо это или плохо?); добыча габброидов ведется только одним предприятием, так как после 2010 года ушли многие компании, в докризисном 2007 году пытавшиеся получить лицензию на разработку габброидных месторождений. Непонятно, каково будущее ныне действующего ЗАО «Теплогорский карьер» (входит в группу компаний ООО «Пермский щебеночный завод»), которого тоже сильно штормило.

Земцы-единороссы и районная администрация не располагают такой информацией, хоть это и архиважно для экономики района. Похоже, печальный опыт «Телиэма» власть ничему не научил. А ведь нетрудно хотя бы следить за ситуацией, раз уж не можешь на нее повлиять: чем больше информации получаешь, тем понятнее, к чему готовиться.

Запись опубликована в рубрике Выборы, Публикации Родника, Тёплая Гора. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *