Мы работаем не для того, чтобы время занять чем-нибудь, а для того, чтобы жить по-человечески. А жить по-человечески, это значит получать образование, культурно и всесторонне развиваться, воспитывать детей. Но как раз в этом направлении у нас полная «оптимизация». Говорят – нет денег, говорят – не выгодно. И закрывают школы, клубы, секции. Вместо того чтобы открывать.
Не выгодно, чтобы дети росли умными, толковыми, мастеровитыми, трудолюбивыми, сметливыми? Не выгодно, чтобы дети со школьной скамьи обретали полезные знания и могли определиться с будущей профессией?
Это кому же все перечисленное не выгодно, скажите на милость! Впрочем, не надо говорить: эти «экономы» особо не скрываются, не стыдятся заявлять с телеэкрана на всю страну, что лично для них выгоднее, если наши дети вырастут безграмотными и безработными.
Дошло до того, что «в целях экономии» (экономии на детях!) на родине русских алмазов нет геологических кружков. Были когда-то, причем разнопрофильные – по минералам, по окаменелостям и даже один для юных спелеологов, то бишь исследователей пещер. И эти юные исследователи пещер собирали такой интересный фактический материал, что его использовали взрослые ученые. Но было это, помнится, в 1980-х годах и, по инерции, в начале 1990-х; потом как-то все на убыль пошло, а после 2010 г. район накрыло волной оптимизации (читай: ликвидации) всего и вся. И хотя геологические кружки и школьные геолого-минералогические музеи должны иметься при школах в каждом крупном поселке района – сегодня этого нет.
Тем более нет камнерезных мастерских, а ведь живем-то не в поволжских степях, где цветной камень в диковинку, – на Урале живем! Обязан иметься в районе хотя бы один центр подготовки юных мастеров по камню. Чтобы такая мастерская была максимально оптимизирована, ее можно было бы открыть при политехнике. При таком раскладе сразу получаем двойную экономию: (1) находится в райцентре и (2) используется не только для занятий с детьми, но и для обучения студентов. А что? Давно назрела необходимость преподавать в политехе курс камнерезного мастерства.
Нет нужды объяснять, как полезны такие кружки и для общего развития, и для обогащения знаниями, и для старта во взрослую жизнь. Ведь ребенок в геологическом кружке открывает для себя широкий выбор достойных и востребованных профессий: геолога, маркшейдера, шахтера, геодезиста и т.д. Впрочем, совершенно неважно, кем конкретно будет работать ребенок после школы: главное, что в кружке он будет развивать ум, раскрывать свои таланты, обретать ценные навыки. Он вырастет человеком, готовым к взрослой жизни, а не шалопаем.
О проблемах детско-юношеского спорта уже говорилось много раз. Чтобы открыть геологический кружок или камнерезную мастерскую, требуется найти руководителя – специалиста-краеведа с немалыми познаниями по части горных пород и минералов. Найти хорошего тренера тоже трудновато, но все-таки попроще, чем геолога. А значит, и открыть в поселках спортивные секции сравнительно легче. И что мы видим? Мы видим, что занятия с детьми худо ли бедно проводятся только в Горнозаводске, а в Пашии и Теплой Горе – совершенно кое-как. Всего в районе (не в Горнозаводске) секциями охвачено уже менее 100 школьников. А в большинстве посёлков никаких спортивных секций вообще нет.
Важным элементом гармоничного развития детей является самодеятельность. Все дети необыкновенно артистичны и любят искусство. Нет, конечно, если вы заставите ребенка два часа сидеть смирно и смотреть, как играют на сцене взрослые, – это ему скучновато. Ребятишкам же самим хочется на сцену, им интересно не смотреть, а самим играть. Причем не на школьных праздниках, а на настоящей сцене в настоящем Доме культуры! Так сказать, «в лучах софитов»… хотя откуда у нас софиты, с нашей-то оптимизацией?..
Нет, не даем детишкам развиваться, мол, денег нет. Когда сто лет назад к власти пришли большевики, денег в стране тоже не было. Совсем! Тем не менее, одними из первых государственных программ, за которые взялась власть, – работа с беспризорниками, всенародная ликвидация безграмотности, основание пионерского движения. А сегодня считается непростительным излишеством иметь лишь полдесятка педагогов дополнительного образования даже в крупных посёлках района. А мечтать даже об единственном таком педагоге для детей Вильвы или Медведки – высшим проявлением некомпетентности в вопросах муниципального управления.
Кому-нибудь может придти в голову не водить своих детей в школу, потому что денег нет? Или не учить детей читать и писать, потому что доходы в семье упали? Есть не будем, а детей вырастим! Ведь так? А значит, любая политика на сокращение или ухудшение образования, культуры или спорта в масштабах района, края или страны – не имеет и не может иметь никаких оправданий. Тем более политика выборочной оптимизации для отдельных территорий, районов, городов и посёлков. Такая политика – антинародная, потому что несправедливая.
А) Работу школы в Промыслах нужно возобновлять. Пусть дети пермских и горнозаводских чиновников ездят учиться в другие города, а у наших детей школа должна быть как можно ближе.
Б) Дети должны заниматься круглый год. С 1 сентября – абсолютно точно, но и в летние каникулы важно организовать какие-то полезные занятия, желательно входящие в программу развивающего отдыха в летних лагерях. Не может не быть кружков и секций для детей в поселках района. А их нет. Не может быть «просветов в финансировании» кружков и секций для детей и откладывания вопроса еще на год, на два, на три и далее до бесконечности. Детям всех поколений и всех посёлков должны быть доступны кружки и секции. Дополнительное образование здесь и сейчас – вот принцип, вот вопрос номер один для депутатов. Любыми способами, вплоть до сокращения ставок любых работников администрации района. Ничто не выше нашего будущего — наших детей.
В) Если в районе построено для развития спорта четыре межшкольных стадиона за десятки миллионов, то должен найтись и хотя бы один миллион в год на зарплату тренерам и техническим работникам, на поддержку инфраструктуры – освещение, раздевалки, туалеты. Раз инициатива по строительству стадионов шла из Края, значит, у Края есть программа развития футбола на территориях. Никто не против футбола. Но тогда дело надо довести до конца – дайте и денег на сам футбол. Или объясните, с какой целью вы строили и строите НЕРАБОТАЮЩИЕ, бестолковые стадионы. Ради «освоения» бюджетных средств?
Кого бы не избрал избиратель, кто бы не пришел в новую городскую Думу, самым первым вопросом должно стать восстановление числа ставок и их размера для педагогов дополнительного образования, работников культуры и тренеров. И прежде всего в посёлках Горнозаводского района, включая Вильву, Среднюю Усьву, Медведку, Промысла и другие.
Уважаемый Александр Владимирович, Ваша забота о развитии культуры, образования и спорта в сельских поселениях нашей территории похвальна. Однако, разрешите спросить, почему Вы ничего не сделали , находясь на посту депутата в течение 5 лет, для спорта и культуры Пашийского поселения? Эти два полномочия согласно федерального закона о местном самоуправлении находятся у органов власти поселений, читай: в руках Совета депутатов Пашийского поселения. И как Вы управились с этими полномочиями? В декабре 2017 оптимизировали штат учреждений культуры. В первом полугодии 2018 года не профинансировали по выделенным лимитам Пашийский дом культуры, и это учреждение не рассчиталось по договору за предоставленный теплоресурс. Нужно входить в новую зиму, и ком долгов покатится дальше..В июле Пашийский дом культуры был чуть не отключен от электричества за неуплату, и лишь перезаключение договора и оплата долга из внебюджетных источников спасли ситуацию. А лимиты на электричество были выделены. Список можно продолжать. Но возникает вопрос, Вы эту «передовую практику» собираетесь распространить на весь округ?
Уважаемая Людмила Александровна.
Спасибо за Ваш комментарий.
Давайте поставим рядом общественного депутата и Вас, чиновника культуры, работающего за зарплату.
Что может депутат и чего не может «министр культуры»?
Понимаете мою мысль?
Все указанные Вами оптимизации в Пашии прошли мимо Совета депутатов, созываемого для обсуждений и принятия решений лишь 1 раз в месяц. Т.е. даже собираясь раз в месяц — мы не видим своевременно практически никакой актуальной информации.
Потому что такова сложившаяся практика исполнительной власти — сама она не знакомит депутатов практически ни с чем, а доступных депутатам отчетов никогда и не было. Единственный способ — выпрашивать.
Мы эту «практику» поправим в ближайшее время.
А что и когда не знали Вы?
Или что не знают вовремя другие чиновники культуры, спорта или образования для которых это и есть ежедневная работа за зарплату?
И если требовалось решение Совета депутатов, разве кто-то просил от нас принять какое-то решение?
Не просили. Вам удобнее без нас. Вам и другим «верным афанасьевцам» удобно оптимизировать всё тихо и спокойно. Без участия депутатов. Депутаты Земского собрания также не в курсе очень многих вопросов.
И эту «практику» мы тоже поправим в ближайшее время.
А у нас, увы, надлежащей практики в культуре пока нет. Ни передовой, никакой. В большинстве своем — только мораль и теория.
Однако, замечу, что мы уже умеем делать из таких вещей практику.
А.Дерендяев.