«Учат в школе, учат в школе» и не только…

schoolproblemsКогда-то, в «Союзе, который мы потеряли», репетиторство не приветствовалось. Да и не было в том особой потребности – отстающих всегда могли подтянуть товарищи. Вдобавок репетиторов тогда было мало. У каждого взрослого человека имелась постоянная работа, а студент был перегружен лекциями и курсовыми, так что обычно не располагал избытком свободного времени. Одним словом, «штучных» репетиторов приходилось искать лишь родителям неисправимых двоечников.

А что мы видим сегодня? По экспертным оценкам, свыше 50% всех российских школьников пользуются услугами репетиторов. Вдумайтесь в масштабы национальной катастрофы! Половина школьников оказались в безнадежных двоечниках, которых НАША школа ничему научить не может. Чиновники от образования в репетиторстве не увидели ничего опасного, кроме уклонения от налогов. Такова логика власти: заплати налоги, чтоб наверху спалось спокойно. То, что не измеряется в рублях или иной валюте, чиновников не волнует.

А между тем репетиторство – это симптом опасной болезни. Нет, мы не хотим сказать ничего плохого о самих репетиторах. Это образованные  люди, как правило, учителя, которые желали бы заниматься реальными образованием и педагогикой только в школе и за нормальную зарплату. В чем же винить этих людей в условиях, когда часов в школе мало, а зарплаты и того меньше? Поэтому не будем больше отвлекаться на репетиторов. Говорить мы будем именно о репетиторстве и о тех проблемах, которым оно сопутствует.

И главная проблема, главная болячка российского общества в нашей ситуации – кризис среднего образования. Школа перестала учить. Если раньше помощь репетиторов была нужна только 100-процентным балбесам, то сегодня такая помощь нужна каждому второму ученику. Как минимум. На самом деле доля нуждающихся в помощи репетитора выше, просто не все попадают в статистику, потому что не у всех родителей карман позволяет оплатить занятия с репетитором. В чем же дело? Есть три варианта ответа на этот вопрос:

  • Что-то не так со школой.
  • Что-то не так с учениками.
  • Что-то не так с обществом, раз в нем происходит нечто подобное.

И скорее всего, все три варианта правильны. Кризис образования возник отнюдь не по вине «математички Марьиванны», корни его нужно видеть глубже – в деформации системы образования (в том числе среднего образования) под влиянием порочного политического курса «партии власти».

«Это не “отдельные недостатки”, не “ошибки”, не “трудности переходного периода” в работе Министерства образования и науки (Минобра) и тех, кто курирует эту сферу жизнедеятельности, – заявляет профессор, доктор физико-математических наук Георгий Геннадьевич Малинецкий, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики РАН им. Келдыша, и выносит приговор: – Это последовательная стратегия по «спусканию» российского образования до колониального уровня. Можно вспомнить министров российского образования и блистательного Д. В. Ливанова, стараниями которых проводилась информатизация, гуманизация, гуманитаризация, болонизация, компетентнотизация, ЕГЭзация. Результатом этой кипучей деятельности стал развал средней школы».

razvalschkolyРазвал средней школы (рис. к статье Г.Г. Малинецкого)

И репетиторство – отнюдь не выход из кризиса, скорее наоборот: оно маскирует проблему, создает видимость здравого решения и, в итоге, усугубляет ситуацию. Дети, родители, а порой и сами учителя соглашаются с таким положением вещей, когда ребенок идет за знаниями не в класс, а к репетитору. Между тем, учить детей должна школа и только она. Потому что она для этого создана.

Ведь школа – это не просто здание с партами. Школа – это развиваемые веками педагогическая теория и методика формирования полноценной, гармонично развитой личности. «Это основополагающий общественный институт, который обеспечивает передачу и воспроизведение накопленных обществом культурных и научных достижений, – утверждает доктор психологических наук Сергей Владимирович Маланов. – И эта миссия более значима для общества, чем деятельность любой власти в любой текущий период времени».

Уничтожьте этот основополагающий общественный институт – и вы уничтожите культуру, науку и в конечном итоге самое общество.

Что может противопоставить репетитор институту школы? Ничего! Занятия с репетитором являются натаскиванием по некоторым предметам, зубрежкой перед экзаменом. Реальных, системных знаний ребенок от репетитора не получит. «Детей не учат мыслить системно, а формируют отрывочные фрагментарные знания, необходимые для успешного прохождения тестовых заданий», – так охарактеризовала проблему Надежда Андреевна Захаренко, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии.

Слово «репетитор» само себя разоблачает, оно происходит от латинского «повторение», как и театральный термин «репетиция».

Мало того, что репетиторство дает вместо системного образования жалкие обрывки знаний, так оно еще и убивает в школьнике желание овладевать знаниями. «Желание детей учиться ослабевает год от года, об этом написано много психологических и педагогических работ, однако, ситуация не улучшается», – сообщает доктор психологических наук Черемошкина Любовь Валерьевна, профессор кафедры психологии Московского педагогического госуниверситета.

В результате занятий с репетитором ребенок не умнеет и не загорается интересом к учебе. Наоборот, школьник становится все менее и менее приспособлен к обучению. Он отставал по одному-двум предметам? Будет отставать по всем. Потом будет абы как посещать техникум (вуз). А на рабочем месте его ждут «ненавистные» инструктажи и тренинги, к которым молодой специалист тоже окажется не готов.

Да и какой из него «специалист», если ему страничку текста прочитать и понять сложно? Упадок средней школы убивает специалистов в зародыше. А обществу нужны специалисты, нужны квалифицированные и увлеченные своим делом профессионалы. Разве так трудно это понять?

Оказывается, трудно. Чиновники – не понимают. И некоторые родители – тоже. «Не секрет, что то, что не проверяется и не сдается, школьники не учат. В 11-м классе дети в основном не учатся в школе, а занимаются со своими «заветными» репетиторами. Директоров школ осаждают родители детей выпускного класса, требующие разрешения своим чадам не посещать большинство предметов, поскольку они “им не нужны”», – констатирует печальный факт Г.Г. Малинецкий.

Вот и еще один пример того, как репетиторство маскирует и усугубляет реальные проблемы. Нужно что-то делать с детьми, возвращать им любознательность, сообразительность, возвращать ребятам интерес к школе, к общению с преподавателями. То есть болезнь нужно лечить, а не прятать ее неприглядные симптомы. Нужно спасать школу, спасать среднее образование в России.

Нельзя сбрасывать со счетов и ущерб нравственности, который наносится репетиторством. Ребенок «воспитывается» на купи-продайских принципах: не надо ничего учить, не надо думать о будущем, не надо выбирать путь в жизни, не надо вообще шевелить мозгами – зачем? Ведь есть мама-папа, они заплатят репетиторам, потом будут платить за поступление в вуз, потом будут оплачивать курсовые работы на заказ, в конце концов купят диплом. Вот так репетиторство оборачивается моральной деградацией молодежи.

Какие еще аргументы привести в пользу возрождения старых принципов и подходов в образовании? Вход – там, где и выход: раз реформа школы приносит вред, значит, нужно отказаться от реформы и развивать среднее образование в проверенном русле. Вот что считает по этому вопросу упомянутая ранее Н.А. Захаренко: «Разрушение советской системы образования, попытки подогнать ее остатки под зарубежные стандарты и экстренно примерить англосаксонскую модель к позитивным результатам не приводят. Сегодня как никогда в истории современной России требуется системное формирование и накопление социального потенциала, способного оздоровить государство и общество, воспринять лучшие отечественные нравственные, научные и культурные традиции, сохранить их и приумножить».

Вы, читатель, можете спорить с нами сколько душе угодно. Можете заявлять, мол, ничего-то мы не знаем и не понимаем. А вот как быть с учеными, с профессорами, которых мы выше процитировали. Или, по-вашему, они тоже «ничего не знают, не понимают»? По-вашему, все вокруг дураки, одни только чинуши, развалившие систему образования, – гении? Как видите, мы тут не просто свое мнение высказали: мы встали на позицию (правильную позицию!) умнейших людей, глубоко изучающих проблемы российской педагогики и занятых преподавательской работой, страдающих за тех способных (от природы) ребятишек, которых увечат реформы образования.

Постарайтесь и вы прислушаться к этим умным, порядочным людям – чтобы задуматься о будущем наших детей, нашего общества, нашей страны.

P.S.

Успехи без репетиторства — вот современная повестка дня для школы.

Нынешняя школа — это яркий пример современных парадоксов России. Казалось бы, и дети, и учителя, и образовательные предметы — вроде всё то же, что было у нас в школах 30-40 лет назад. Но на деле — почти ничего похожего. Детям приходится неофициально учиться после официальной «учёбы», а родителям выкладывать за такое всеобщее и «бесплатное» образование большие деньги. И кто в этом виноват? Снова Путин?

Если раньше директор школы реально отвечал за уровень подготовки учеников своей школы, то сейчас о главной ответственности директоров или учителей никто даже не заикается. Сегодня мало кому ещё стыдно за свою «работу» — в администрациях, на государственных или муниципальных предприятиях, в больницах, в школах. Большинству не стыдно. Но ордена и медали  такие  «руководители» получают с удовольствием. А за какие такие заслуги перед Отечеством они награждены? Да вот как раз за такие…

Запись опубликована в рубрике Власть, Работа ГОРН, Софоновщина, Чиновники. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *