23 ноября пашияне отмечают важный праздник. В этот день, ровно 225 лет тому назад (в 1786 г.) был запущен Архангело-Пашийский чугунно-плавильный и железоделательный завод ― нынешнее ОАО «ПМЦЗ». С рождением завода родился и рабочий поселок Пашия, отмечающий теперь свой юбилей.
В подобные дни нет особого желания говорить об экономических проблемах Пашии и нашего предприятия. Согласитесь, этой теме мы и без того уделяем довольно много внимания. Гораздо приятнее поговорить об интересных людях, трудовая жизнь которых была связана с нашим поселком, с Пашийским заводом. И среди них особо хотелось бы отметить Ирину Васильевну Кравченко, день рождения которой также не за горами (1 декабря).
Кравченко Ирина Васильевна родилась в 1914 году. В возрасте 16 лет она устроилась рабочей на лесохимическое предприятие в Томске, а в 18 лет пошла учиться в Томский индустриальный институт. Здесь девушка проявила большие способности в неженской, прямо скажем, отрасли инженерно-технических знаний ― стройматериалах.
Впрочем, по тем временам вряд ли подобное могло показаться кому-то необычным: в условиях дефицита кадров тысячи девчат активно осваивали мужские профессии и отправлялись на стройки первых пятилеток. И вдобавок строительные специальности в ту пору считались престижными, в отличие от нашего времени, когда престижными среди девушек признаются лишь профессии фотомодели и киноактрисы.
По всей видимости, о той же романтике грандиозных советских проектов мечтала и юная Ирина Васильевна, однако по завершении учебы ее наставники распорядились иначе. В 1938 г., по окончании института, Кравченко оставлена преподавать на кафедре технологии силикатов. Попутно Ирина Васильевна приступает к исследованиям портландцемента и глиноземистого цемента. Со временем эти исследования привели ее к нам на Пашийский завод, который, как известно, еще в предвоенные годы (с 1938 по 1941 гг.) освоил выпуск качественного глиноземистого цемента, удачно сочетав это направление хозяйственной деятельности с черной металлургией.
Это мало назвать изобретением. Кравченко и ее коллеги совершили подлинный экономический прорыв. Глиноземистый цемент впервые был получен в 1908 г. французской фирмой «Лафарж» и немедленно засекречен, как продукция, имеющая исключительное военное значение. В ходе Первой мировой войны (1914―1918 гг.) применение французами нового цемента позволило им в рекордно сжатые сроки восстанавливать разрушенные немцами оборонительные сооружения и коммуникации. Во многом благодаря научной работе Кравченко Пашийский завод устранил монополию промышленного клана Лафаржей, а попутно превратил наш район в один из крупнейших центров цементного производства Урала.
Более плотно заниматься наукой Ирине Васильевне мешает война, но потом, в 1948 г. Кравченко идет работать в только что созданный институт НИИцемент. Ирина Васильевна не была узким специалистом, она занималась технологиями переработки сырья, процессами клинкерообразования, проблемами гидратации цемента, вопросами улучшения строительно-технических свойств цементных смесей. И тем не менее если спросить ее коллег, то они, безусловно, назовут ее главным вкладом в науку о стройматериалах изучение расширяющихся цементов.
Поясним тем, кто слабо знаком с производством цемента. Дело в том, что цементно-водная суспензия при затвердевании превращается в так называемый цементный камень, который дает значительные деформации усадки. А это чревато появлением трещин. Избежать трещин в цементном камне можно путем добавления в суспензию особых суперпластификаторов или путем других ухищрений. Словом, то ли работай ― то ли хитри. Конечно, применение такого цемента доставляло массу неприятностей, которые снимались широким применением расширяющихся цементов, дающих безусадочные цементные камни.
В 1962 г. Ирина Васильевна становится доктором технических наук. С этого времени она возглавляет НИИцемент и заведует кафедрой технологии цемента Всесоюзного института повышения квалификации руководящих кадров. Всего за долгую и плодотворную научную карьеру Кравченко ей были разработаны составы и технология получения свыше десяти разновидностей цементов: глиноземистого, высокопрочного, быстротвердеющих, расширяющегося, огнеупорных, сульфатостойких, защитных от радиации и т.д.
Не удивительно, что про Ирину Васильевну сочинялись в полушутку различные фантастические истории. Например, рассказывают, как Кравченко из изобретенного ею водонепроницаемого цемента сделала катер и катала в нем ничего не подозревающих работников Министерства строительных материалов. И только когда речная прогулка закончилась, Кравченко объявила, из чего сделан катер. Сейчас уже трудно сказать, где в этой истории заканчивается вымысел и начинается правда.
Шутки шутками, однако на счету женщины-ученого 200 научных публикаций, 50 патентов на изобретения и многочисленные награды: орден Ленина, орден Октябрьской революции, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и др.
Сегодня мы уповаем на приезд в Россию заграничных специалистов, которые якобы наладят нам жизнь и поднимут производство. Однако примеры истории и, в том числе, печальный опыт ПМЦЗ показывают, что «эффективные менеджеры» с их рекомендациями лишь топили российскую экономику. Причем, зачастую из мести, как сегодня поступают французы с цементной промышленностью в нашем районе. Русская индустрия крепла трудами собственных специалистов, любивших свою страну и свое дело.
Здравствуйте ,интересна ли вам табличка старого образца 1786 года 23 ноября с названием завода…..
если вышлите emel отправлю фото…..она в отличном состоянии …..