wordРаспечатать для распространения

Труд учителя в годы Великой Отечественной

В силу традиции 22 июня принято говорить «про войну и про бомбежку». Но поскольку наш район в годы Великой Отечественной (тогда — Чусовский район) являлся глубоким тылом, то горнозаводчанам извинительно вспомнить о делах и событиях, на первый взгляд не связанных с фронтовыми хрониками. Например, о школе и педагогической работе в «роковые сороковые».

Тема поднята неспроста. Во-первых, из чисто календарных соображений: первая школа на территории будущего Горнозаводского района заработала ровно 160 лет назад. Речь идет о двухклассном церковно-приходском училище для мальчиков, построенном в пос. Пашия в 1852 г. Так что нынешний год в известном смысле является юбилейным для системы образования в Горнозаводском районе.

Во-вторых, по данным интернет-опросов, свыше 13% граждан оценивают решение проблем образования в России как самую приоритетную задачу. Таким образом, образование уступает пальму первенства лишь пропаганде патриотизма и здорового образа жизни, за что проголосовали почти 15,5% опрошенных. Хотя, по правде говоря, упомянутая пропаганда имеет непосредственное отношение к воспитанию молодежи.

Так что от «школьного вопроса» уйти не удастся. Особенно нам, если принять во внимание острую нехватку педагогов в средних общеобразовательных учреждениях района. Достаточно вспомнить сравнительно недавнее признание, которое разместила в своем блоге Ф.И. Попович (Управление образования районной администрации):

«Испытываем крайний недостаток в учителях. В течение нескольких месяцев общаемся с Соликамским государственным педагогическим институтом. Сегодня с 10.00 часов состоялось предварительное распределение выпускников. Сориентировала директоров школ п.п. Станция Бисер, Старый Бисер, Теплая Гора, Медведка, Пашия на непосредственное участие в предварительном распределении и живом общении со студентами, без пяти минут выпускниками. Директора в Соликамске. С нетерпением жду результатов».

Это даже не сетования, это — «зов вопиющего»!

Осмысление школьной жизни в военный период служит ключиком к преодолению современных проблем среднего образования. Ведь хуже, чем тогда, быть уже, наверное, просто не может. Преподавателей не хватало, детям приходилось работать за взрослых, да и школьные классы подчас использовались не по назначению.

Не будем далеко ходить за примерами — полистаем страницы истории Пашийской средней школы. После «легендарного выпуска» 22 июня 1941 г. (который зовется легендарным потому, что почти весь, вместе с директором школы С.Н. Тетериным, ушел на фронт и также почти весь не вернулся обратно) спустя недолгое время помещение школы стало использоваться в качестве временного госпиталя для легко раненных, а занятия с детьми возобновились лишь в 1943 г.

И тем не менее образовательный процесс, хотя и был серьезно нарушен, не прерывался. Не смотря ни на что, школа продолжала работать, словно волшебный конвейер. А труд преподавателей по мере возможности поощрялся государством. Скажем, наиболее знаменитый педагог Пашии — Петр Григорьевич Рожков (1887—1965) — получил звание заслуженного учителя РСФСР в 1942 г. Не в 44-ом, не в 45-ом, а в самую тяжелую и зловещую фазу войны, когда, казалось бы, власть не должна была уделять внимание подобным «мелочам». Но, как видно, тогда понимали то, что сегодня усваивают далеко не все: священный труд учителя — не мелочь.

Осознание колоссальной ответственности и значимости педагога видно во многих обращениях к учителям той поры со стороны властей, деятелей культуры, фронтовиков. Вот с каким призывом, например, обратился к своим коллегам с фронта бывший донецкий учитель В.А. Тресцов (1944):

«Вступая в новый учебный год необходимо помнить об одном: ваш труд по обучению и воспитанию молодого поколения должен быть таким же самоотверженным и полноценным, как ратный труд советского солдата».

Одна из задач школы в то время была вовлечь детей в общественно-полезный труд, помочь ученикам осознать свою значимость как неотъемлемой части социального организма. Если ребенок не ощущает себя юным гражданином, то это шаг к катастрофе. И с преодолением этой катастрофы школа справлялась, причем с минимальным ущербом для образовательного процесса. Добиться такого результата удавалось различными способами. Например, многие школы наряду с развертыванием тимуровского движения привлекали учащихся к военной, антифашистской публицистике. Так, ученики школы №6 г. Перми издавали рукописный журнал «Юный патриот», где рассказывали о своей помощи фронту и тимуровской работе.

Однако сейчас хотелось бы вернуться к одному давнему предмету обсуждения на нашем сайте — к детским кружкам. Кто-то скажет, что никаких кружков в войну не было. Отчасти это так, учителя не имели возможности подавать науки и искусства своим воспитанникам в занимательной форме. Поэтому не создавалось развивающих кружков. И тем не менее создавались и множились, в соответствии с потребностями военного времени, кружки профподготовки.

Кружки обеспечивали детям всестороннее участие в общественной активности и возможность работать вместе со взрослыми, что служило мощным средством нравственного формирования личности, тем самым приобретая огромное воспитательное значение.

Участие школьников в общественно-полезном труде предполагало наличие у ребят хорошей технической и агротехнической подготовки. Перекраивать образовательную программу никто не хотел, поскольку на это не имелось времени, да и эксперимент представлялся чересчур рискованным. Вот почему работа по профподготовке детей была вынесена в сферу деятельности кружков при общеобразовательных школах.

Школьники на колхозном поле (лето 1941)

С этой целью для учащихся 7—10 классов методистами были разработаны специальные программы курса по основам сельского хозяйства. Отдельно преподавался агроминимум, отдельно — управление сельхозтехникой (комбайнами, тракторами и проч.). По завершении курсов школьники были вполне готовы к активному участию в сельскохозяйственных работах в соответствии с возрастными особенностями. Количество трудодней, выработанных воспитанниками таких кружков, во время страды 1942 г. возросло в сравнении со страдой 1941 г. примерно в 6 раз, а в 1944 г. увеличилось еще в 2 раза.

Надо отдать должное педагогам: они старались заинтересовать подростков в работе на благо страны вовсе не трафаретными лозунгами, которыми изобиловал закат советской эпохи. Тогда же, в войну, детский интерес к общественно значимой деятельности подстегивался как увлекательными патриотическими лекциями с использованием фактических примеров, так и маленькими психологическими уловками. К примеру, профессия тракториста рекламировалась в те годы фразой: «Тракторист — это будущий танкист и водитель бронемашины». Разумеется, профессия тракториста обретала престиж в глазах мальчишек, мечтавших поскорее отправиться на фронт.

Нельзя не отметить, что кружки профподготовки, наряду с развивающими кружками, остро востребованы и сегодня. Причем как по причинам сугубо педагогическим, так и по причинам экономическим. Да, сегодня экономика страны, к счастью, не нуждается в детском труде. Но сами-то школьники-старшеклассники нуждаются в обретении трудового опыта, в грамотной профориентации, в возможности честного заработка. Такие возможности открываются перед подростками именно в кружках профподготовки. Поэтому можно сказать, что эти кружки позволяют молодежи сконструировать свое будущее еще за школьной партой.

После школы делать столь ответственный выбор уже поздновато. Ученик уже в старших классах должен приобщиться к трудовой деятельности, чтобы понять, чего хочет от жизни, куда пойдет учиться, кем сможет работать, как будет зарабатывать деньги. Иначе в условиях рыночной экономики и бурных политических трансформаций молодой человек рискует жестоко пострадать, поставив под удар свое будущее.

Источники:

  • «И появился на карте город Горнозаводск…» /Отв. ред. Ананкина Т.Н. — Горнозаводск, 2005.
  • Малхасян Н.В. Опыт трудового воспитания и профессионального обучения школьников в годы Великой Отечественной войны. //Ярославский педагогический вестник, №1, 2010. С. 26—28
  • Малхасян Н.В. Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны. //Ярославский педагогический вестник, №3, 2010. С. 295—297
  • МОУ «Пашийская средняя общеобразовательная школа» — http://pashschool.ucoz.ru/
  • Черник В.Э. Школа в годы Великой Отечественной войны. //Мир образования — образование в мире, 2008. С. 180—194
Запись опубликована в рубрике Готовить смену, История и политэкономия, Посёлки и люди. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Труд учителя в годы Великой Отечественной

  1. Зыкова Галина говорит:

    Есть сведения в Пермском архиве, об открытии приходского училища 9 августа 1847 года и первого списка учеников из 44 человек. Как известно, система образования становилась постепенно. И по Пермской модели образования перед тем временем учились, кроме как у местного священника так и в словесной школе (обучение чтению и письму), которая была почти при всех заводах. Далее переводились в арифметическую (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению и рисованию), которая была не при всех заводах. Ученики арифметической школы сочетали учебу с трудовой подготовкой в цехах завода. По описанию завода 1796-1797 г.г. Н. С. Поповым в своей книге “Хозяйственное описание Пермской губернии”, изданной в 1804 г., в Пашии была такая школа. По мнению краеведа В. Киреева мы её называем «цифирный класс». А после 1864 г. начала работать новая система управления начальным образованием и установкой новых типов школ.

  2. Лиза говорит:

    Очень-очень интересный комментарий. Всегда приятно читать такие. Вообще, хотелось бы, чтобы на сайте чаще размещали факты о школах, педагогах и образовании в истории района. Я например, слышала о Кокшарове Федоре Константиновиче, он много сделал для обучения детей при Голицынах, 18в. Но у меня мало фактов о нем. Я даже не узнала таки кто он — родственник ли он академика Кокшарова? У вас была статья недавно о академике Кокшарове и его предках, но автор ничего не сказал, увы, о организаторе преподавания в Пашии Кокшарове Ф.К. Что если это дед академика? Кто-нибудь знает об этом?

  3. Patriot говорит:

    Боюсь, что не Федор Константинович, а Константин Федотович Кокшаров. Про него могу добавить, что он не только образованием ведал. В 1770/80-х это был главноуправляющий Нытвенского, Пашийского и Кусьинского заводов + нескольких солеварен в имениях М.М. Голицына. Занимался финансовыми вопросами, основал медчасть , «выписывал» аттестованных медиков из Пермской врачебной управы, открыл школы для детей крепостных, дворовых и вольных во всех (!!!) заводах и селах (кроме неск. малых деревень). Производительность школ по тогдашним временам немалая. Так, набор 1794 г. дал 119 учеников в Кусье и Пашии вместе. Насчет родства с академиком нигде не читал, надо проверить.

Добавить комментарий для Зыкова Галина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *