На 2 февраля кое-кому из активистов Движения «ГОРН» удалось вырваться в Волгоград, чтобы посмотреть, как город отмечает 70-летие победы в Сталинградской битве. Нет, город не переименовали, хотя по стране и ходили такие настроения. Но не о том речь. В день праздника в Волгограде было на что посмотреть: город-герой помнит свой подвиг и хранит свою славу. Небольшая подборка кадров расскажет о празднованиях юбилея. А кроме того, фоторепортаж дополнен рассказом, поведанным нам поволжскими краеведами, который раскрывает для нас малоизвестную страничку в истории Великой Отечественной.
96-я отдельная стрелковая бригада
Не все в нашем районе знают, что в августе-сентябре в п.Т-Гора формировалась 96-я отдельная стрелковая бригада, которая была брошена под Сталинград в самое трудное время его героической обороны. Бригада вошла в состав знаменитой 64-й армии, которой командовал генерал-лейтенант Шумилов М.С.
Уже 20 октября 1942 года бригада (6 500 бойцов) вступила в ожесточенные бои с гитлеровскими захватчиками, продолжавшиеся несколько дней, заняв оборону в южной части города (Кировский район, Бикетовка, кожзавод, сад Лапшина, Купоросная балка) от реки Волга до высоты 145,5 (Лысая гора), роща Топор, роща квадратная включая высоту 95.6. Противник неоднократно предпринимал наступление на подразделения бригады. В те дни солдатам и офицерам приходилось отбивать до пяти атак в день.
Вы узнаете много о 96-й бригаде, о её героях и их славном боевом пути, если побываете в теплогорском музее. Усилиями теплогорцев и лично директора музея Гимадудинова Т.Н. о бригаде собран обширный и интересный материал, включающий в себя и послевоенную жизнь её бойцов. Мы со своей стороны передадим музею красное знамя (современного исполнения), посвященное 96-й отдельной стрелковой бригаде. Знамя ездило с нами в праздничный Сталинград-Волгоград. Обязательно побывайте в музее Тёплой горы и узнайте больше о бригаде, о тех, кто тогда ушел на фронт из нашего района. Вернее не ушел, а уехал. По железной дороге. В Сталинград.
И далее мы поведаем о другой странице войны, с которой нас познакомили краеведы — хранители героической Сталинградской летописи.
О героях-железнодорожниках
Из какого города наша бригада отправилась прямо в бой, в осажденный Сталинград? Правильно, из Саратова — как и многие другие защитники города-героя. Путь же бригады до Саратова лежал по Тамбово-Саратовской железной дороге.
Много ли нам известно о том, как работало это направление железной дороги в то непростое время. Как встретило Поволжье 96-ю бригаду? Сколько труда было положено, чтобы довезти наших бойцов до последней мирной остановки в их пути — до Саратова? Наверняка некоторые об этом даже не задумывались.
С началом войны на Приволжской ЖД развернулось нешуточное стахановское движение, которое называлось «лунинским». Это у шахтеров был Стаханов, а вот у железнодорожников — Н.А. Лунин, машинист Новосибирско-Омской ЖД. В 1940 г. он предложил ремонт паровозов силами самой паровозной, а не ремонтной бригады.
С началом войны движение получило совершенно иной смысл: добиваться максимального пробега паровоза без ремонта и перевыполнять задания в кратчайшие сроки. Всемерному развитию и поощрению лунинского движения в годы Великой Отечественной способствовал приказ наркома путей сообщения Л.М. Кагановича от 7.01.1942 №18/Ц.
Примеры труда «по-лунински» (так тогда говорилось) покажутся фантастическими современному человеку. Тамбовский машинист Трофим Стрельников после 4-х суток работы без сна и без отдыха вызвался доставить на фронт продовольственный эшелон, причем справился с заданием блестяще. Этим феноменальным людям не были страшны ни жара, ни мороз во всех смыслах слова: машинист Кананыкин отремонтировал колосниковую решетку прямо в горячей топке паровоза, а машинист Зорин отремонтировал тормозную передачу на 35-градусном морозе.
На железной дороге работало немыслимо много женщин. Их число составляло в Тамбовской области от 40 до 50% от общей численности работников. Женщины осматривали поезда, ремонтировали пути и вагоны, водили паровозы. Лунинцев среди представительниц прекрасной половины человечества было ничуть не меньше. Скажем, тамбовчанка Елена Попова, ставшая машинистом в 1942 г., норму выработки выполняла на 120%, не имея при этом ни одного межпоездного ремонта, за что в течение войны дважды награждалась значком «Ударник Сталинского призыва». Не было редкостью, когда среди поездных вагонных мастеров и путейцев женщины добивались производительности труда выше, чем у мужчин, работая наравне — по 11—12 часов в сутки.
Да, очень много удивительного и достойного восхищения увидели бы мы на своём пути, если бы ехали в то время от Тамбова до Саратова. Бойцы же 96-й бригады, вряд ли поражались тогда столь сильно: спустя месяц-другой они сами совершат чудеса смелости и героизма. Тогда это было нормой.
Сейчас сложно говорить о тех, кто более всего отличился в «сороковые роковые». Нам все они видятся героями. И тем не менее вот официальная статистика наград тамбовских железнодорожников сразу по окончании войны, а точнее — 20 мая 1945 г. К правительственной награде были представлены работники в числе:
- к ордену Ленина — двух человек;
- к ордену Трудового Красного Знамени — пяти человек;
- к ордену Красной Звезды — пяти человек;
- к ордену «Знак Почета» — 10 человек;
- к медали «За трудовую доблесть» — четырех человек;
- к медали «За трудовое отличие» — 13 человек.
Вглядитесь в дату — 20 мая! Власти тогда думали совершенно о другом, многие труженики тыла получили ждавшие их награды лишь спустя какое-то время. Тем более возрастает значение подвига тех 39 железнодорожников: как же им надо было трудиться, чтобы получить правительственные награды спустя всего 11 дней со Дня Победы!
Вот такие поразительные факты открылись нам в Волгограде. И эти факты лишь говорят о том, что Сталинградская победа и Великая Победа были общими для всей страны.