wordРаспечатать для распространения

Есть ли будущее у драги

Ход истории во многом определяется уровнем развития техники. Когда-то драги сыграли немаловажную роль в хозяйстве нашего района, послужив одним из этапов его индустриализации. Сегодня драга может показаться чем-то морально устаревшим, мастодонтом промышленной эпохи. Но так ли это? Оказывается, заброшено дражное дело лишь в странах, довольных своим нищенским периферийным положением. Государства, заинтересованные в росте национального дохода, не желают отказываться от выгод дражного дела и продолжают совершенствовать как земснаряды, так и технологии проведения донных работ.

Международная Ассоциация дражных компаний в своем отчете по итогам 2011 г. приводит фантастические цифры. Оказывается, за период с 2000 по 2011 гг. совокупный доход от капитальных и вспомогательных дражных работ во всем мире вырос с 2,0 до 6,12 млрд. евро; при этом только в 2011 г. рост доходов оценивается примерно в 600 млн. евро.

Главный заказчик дражных работ — государственные и частные портовые компании. Выгоды, которые получают владельцы портов от использования драг, оцениваются почти в 10,7 млрд. евро по состоянию на 2011 г.

Вторая ведущая отрасль экономики, прибегающая к использованию драг, — энергетика. На нее приходится 23% от совокупного объема всех дражных работ, выполняемых в мире (т.е. около 800 млн. евро). За 2011 г. объем дражных работ для нужд энергетического комплекса вырос на 8% в сравнении с 2010 г.

Неожиданно на мировом рынке дражных работ появился новый крупный клиент — глобальный туризм. Пока мы, горнозаводчане, едва раскачиваемся с организацией одного-единственного Праздника алмаза, в мире уже сложилась и успешно функционирует так называемая индустрия гостеприимства, ворочающая миллиардами. Дражные компании получают 3% своих доходов именно от заказчиков в индустрии гостеприимства, которым требуются услуги по благоустройству пляжей, парков, заказников и прочих рекреационных территорий.

Среди государств выстроилась своя иерархия лидеров по уровню дражного дела, которая по состоянию на 2011 г. выглядит следующим образом:

  • Китай, 3086 млн. евро (№1 в мире);
  • Европа, 1378 млн. евро;
  • Канада и США, 946 млн. евро;
  • Австралия, 594 млн. евро.

Большинство стран-лидеров яростно защищает интересы своих дражных компаний. Например, Соединенные Штаты, громче всех верещащие о свободе рынка и грозящие бомбежкой всем противникам рыночной стихии, в действительности полностью перекрыли свой рынок дражных работ для иностранных компаний особым актом — Законом Джонса. В США выполнять дражные работы вправе лишь компания, которой владеет либо само государство, либо американские граждане.

Вызывают известные опасения экологически нежелательные последствия дражных работ. Производство этих работ сопровождается двумя группами эффектов:

  • прямые эффекты (мутность воды, химическое загрязнение, уничтожение и погребение живых организмов);
  • косвенные эффекты (изменения водного режима).

Но зарубежные специалисты полагают, что при грамотной организации работ временный ущерб неизбежно будет скомпенсирован огромными выгодами для окружающей среды. Дело в том, что более 90% материалов, сбрасываемых в воду драгой, являются естественными донными отложениями. И лишь 10% приходится на различные технические вещества, из которых опасны для водных обитателей смазочные материалы. Кроме того, проводимый драгой дренаж водоемов способствует их обновлению, улучшению водного режима. Серьезные негативные последствия возникают тогда, когда драгой перемещены 24.000 кубометров донных осадков. Если эта цифра не достигнута, то водоемы (после восстановительного периода) становятся более удобными для развития экосистемы, чем были.

В ряде случаев драги оказывают даже положительное влияние на структуру прибрежных (например пойменных) почв. И поэтому сегодня дражные работы являются частью мелиорации увлажненных земель. Американский специалист по экологии дражного дела Ник Брей перечисляет пять случаев, когда производство подобных работ необходимо для охраны окружающей среды:

  • предупреждение усадки земли;
  • борьба с оползнями;
  • предупреждение размыва и других форм выветривания грунтов;
  • повышение плодородия почвы;
  • локализация и изоляция очагов загрязнения в почве.

Защита прибрежных грунтов дражным способом давно и успешно ведется в Голландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре, Японии и прочих странах. В Соединенных Штатах ежегодно 16.000 га болотистых земель на территории национальных парков подвергаются дражной обработке в целях поддержания стабильного водного режима, что необходимо для сохранения редких экосистем.

Выводы иностранных экспертов подтверждаются российскими учеными. Например, на перспективность горной техники для восстановления и обеспечения рациональной эксплуатации водохранилищ и внутригородских водоемов указывает д.т.н. Виктор Борисович Добрецов, профессор, бывший декан заочного факультета Горного Университета (1972—1985). Он является одним из крупнейших отечественных специалистов по дражному делу и прочим подводным горным работам. Принимал участие в создании таких средств механизации при извлечении донных грунтов, как погружной илозаборный агрегат, пробоотборник для илистых отложений, пробоотборник для поверхностных отложений морского дна, устройство для добычи сапропеля, устройство для отбора проб илистых отложений, устройство для разработки конкреций. Большое число работ В.Б. Добрецова посвящено перспективам освоения малых россыпных месторождений золота.

Во-первых, подчеркивает Добрецов, мощь и масштабы человеческой деятельности сильно преувеличены. Скажем, на побережье сравнительно тихой Балтики волновая энергия перемещает в сотни раз больший объем отложений, чем человек. Местный шторм увеличивает мутность воды на порядок выше, чем земснаряд. А реки? Они ежегодно выносят в Мировой океан больше наносов (2000 млн. кубометров), чем перемещают люди в результате донных работ. Таким образом, природа проделывает все то же и даже сверх того, что умеют люди, а значит, экосистемы обладают запасом прочности, чтобы справиться с этими нагрузками.

Во-вторых, В.Б. Добрецов ссылается на отечественные и зарубежные исследования, показавшие, что вредное воздействие на флору и фауну водоема при временной мутности до 20 мг/л вообще отсутствует.

И в-третьих, как сообщает Добрецов, наблюдения подтвердили, что даже в местах сильного повреждения экосистем сообщество организмов начинает восстанавливаться спустя уже 3 месяца по завершении работ. Через 1,5—2 года нанесенные раны постепенно затягиваются. Благодаря произведенному дренажу и перераспределению грунтов новая экосистема подчас оказывается более богатой и устойчивой.

Так что старая добрая драга еще способна принести немало пользы и обществу, и природе. В наших последующих публикациях мы обязательно расскажем о прошлом дражного дела в районе и послушаем мнение специалистов по поводу его возможного будущего.

***

Источники:

  • Добрецов В.Б., Лигоцкий Д.Н., Опрышко Д.С. Разработка малых обводненных россыпей мини-драгами //Сб. Неделя горняка. — М., 2005. С. 238—244.
  • Добрецов В.Б., Рогалев В.А., Опрышко Д.С. Мировой океан и континентальные водоемы: минеральные ресурсы, освоение, экология. СПб., 2007.
  • Bray, R.N. (ed.) Environmental Aspects of Dredging. IADC/CEDA. 2008.
  • International Association of Dredging Companies. — www.iadc-dredging.com
Запись опубликована в рубрике Промышленный подъем, Публикации Родника, Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *