Наставник Верещагина

180 лет назад, 14 января 1834 г., родился замечательный пермский художник Петр Петрович Верещагин, представитель старинного, богатого талантами рода пермских живописцев и иконописцев Верещагиных. Тем, кого интересует история пермского искусства, конечно же, известно, что П.П. Верещагин, выполняя серию видов реки Чусовой, «захватил» немного и наш район. Однако мало кому известны наставники Петра Петровича; в справочных изданиях называется в первую очередь его дед по материнской линии И.В. Бабин. Тем не менее великим пейзажистом Верещагин стал под влиянием преподавателя Академии художеств Сократа Максимовича Воробьева, художника сегодня, к сожалению, позабытого, которого знают лишь узкие специалисты. О нем-то и пойдет наш рассказ.

Сократ Максимович Воробьев родился 12 февраля 1817 в семье знаменитого петербургского художника, профессора перспективной и ландшафтной живописи Максима Никифоровича Воробьева, который и в прошлом, и сегодня гораздо более сына известен ценителям живописи. Максим Никифорович представлял направление романтизма, в русле которого придерживался особого типа изображения природы — «пейзажа-настроения», т.е. опоэтизированного, лирического и даже слегка загадочного ландшафта. Искусству романтического пейзажа у Воробьева-старшего учились И.К. Айвазовский, М.П. Клодт, М.И. Лебедев и другие великие русские пейзажисты. Максим Никифорович стал первым наставником своего сына Сократа, в творчестве которого на протяжении всей жизни заметно использование тех или иных приемов, унаследованных от родителя.

В 1839 г. Сократ Максимович окончил пейзажный класс Академии художеств (Санкт-Петербург), получив за время обучения все положенные награды: две малые серебряные медали (1835, 1836), большую серебряную (1836), малую (1837) и большую (1838) золотые медали. Столь завидные успехи в учебе открыли воспитаннику академии возможность совершить заграничную поездку для ознакомления с мировыми шедеврами: «Нынешнее лето отправлены в Италию четыре пейзажиста: Штернберг, Фрикке, Воробьев и Гайвазовский, все ученики профессора Воробьева» (отчет Академии за 1840 г.).

Итальянская природа являлась предметом обожания отечественных пейзажистов начала XIX века, в силу чего сложилась своего рода «итальянская традиция» в русской живописи. Вдобавок идиллические виды Италии как нельзя лучше отвечали требованиям модного тогда романтизма. Сократ Воробьев не был исключением — он тоже был художником-романтиком. Хотя справедливости ради нужно сказать, что из проведенных за границей шести лет Сократ Максимович посетил не только итальянские, но и некоторые другие европейские города, известные своими музеями и великолепной архитектурой: Любек, Дрезден, Прагу, Инсбрук, Вену, Берлин.

Следует заметить, что отправка художников в чужие страны вовсе не предполагала лишь посещение ими музеев, но скорее наоборот: молодежи предстояло много и упорно трудиться. «Начался новый период художественного образования, полоса возмужания таланта молодого живописца. Воробьев усиленно и плодотворно работал в Риме, его окрестностях. Писал виды местностей, готовил живописные этюды для картин» (А. Погодина, 2013). В 1846 г. Сократ Максимович вернулся в Россию и, как сообщала тогдашняя пресса, «привез с собою великолепный альбом рисунков, снятых с натуры во время путешествия; богатый запас для предыдущих работ». В отчете Академии отмечалось также, что «Сократ Воробьев сделался необыкновенным рисовальщиком по своей части. Живопись его верная, приятная, вам известна; рисунки представляются во внимание Академии».

По смерти отца, который до последних дней трудился в Академии художеств, Сократ Максимович в 1855 г. назначается исполняющим должность профессора, чтобы преподавать ландшафтную живопись. Здесь в полной мере раскрывается истинное признание Воробьева: пренебречь собственной славой, чтобы прославить своих учеников. Таков путь многих выдающихся наставников. В числе воспитанников Сократа Максимовича такие знаменитые русские пейзажисты, как И.И. Шишкин, Ю.Ю. Клевер, А.М. Мещерский, Е.К. Дюккер и, конечно, П.П. Верещагин.

С.М. Воробьев «был идеальным преподавателем академических постулатов. Уроки учителя оказали сильное влияние на молодого Петра Верещагина. Он старательно усвоил все формулы ландшафтной живописи, что помогло ему за короткий срок выстроить успешную и стабильную карьеру» (В. Лаптева, 2007). Вместе с тем именно Верещагин стал первым отечественным пейзажистом, который отказался писать обязательные ландшафты Италии, но обратился всецело к русским просторам, причем не столичным видам, а видам провинции, включая Урал и Кавказ.

Петр Петрович начал заниматься у С.М. Воробьева в 1858 г. — том самом году, когда Воробьеву присвоили звание профессора, причем без исполнения обычной для этого звания программы, но исключительно за успехи в преподавательской деятельности. В 1859 г. Сократ Максимович уже становится профессором второй степени.

Художник преподавал до 1872 г., после чего подал в отставку и поселился в имении Турмонт Ковенской губернии, ныне поселок Турмантас в Литве, где и скончался 9 сентября 1888 г. Критика отозвалась на его смерть следующим некрологом в «Художественных новостях»: «Покойный не обладал выходящим из ряда талантом, но достиг значительного искусства в живописи, особенно акварельной, усидчивым трудом и любовным отношением к природе. Как преподаватель пейзажной живописи в классах Академии, он, несомненно, содействовал в немалой степени современным ее успехам».

***

На иллюстрации: портрет С.М. Воробьева кисти В.И. Штернберга (1844). Бумага, акварель

***

Источники:

  • Лаптева Я. Верещагин, Петр Петрович. — http://f.rodon.org
  • Погодина А. «Итальянский альбом» (1842—1846 гг.) С.М. Воробьева //Антикварное обозрение №4 (ноябрь 2013) С. 40—49
  • Суржанинова Г. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М., 1987

 

Запись опубликована в рубрике Публикации Родника, Славные имена. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *