wordРаспечатать для распространения

В гостях у древнего человека

По случаю Дня археолога, отмечаемого 15 августа, газета «Пашия — Светлая река» (№7) поместила несколько необычную публикацию. Как многим, наверное, известно, наш район знаменит своими археологическими памятниками в окрестностях Усть-Койвы, древнейшему из которых насчитывается порядка 7000 лет. Слова «мезолит», «неолит» и т.д. мало что сообщают широкому читателю, которому интереснее в деталях представить, как протекала жизнь наших предков в те далекие времена. На основании открытий, сделанных учеными, это возможно. Именно такая художественная реконструкция и размещена в газете.

Дух Чусовой

Над лесом поднимались курящиеся столбы от очагов. Селение из трех десятков юрт проснулось и суетилось. Мужчины чинили стрелы, покрывали каменные наконечники орнаментом из охры. Кто-то собирался ловить рыбу, кто-то готовился к недалекой уже совместной охоте на диких лошадей; другие спорили в мастерской о достоинствах яшмы и кремня, и каждый мнил себя большим знатоком по части каменных орудий. Женщины будили детей, носили воду, кроили шкуры, сплетничали и готовили еду. Сытный запах дыма говорил о наваристой ухе.

Сын Ветра много зим как лишился последнего черного волоса, и седина возвышала его над повседневными хлопотами племени. Старейшины, такие, как он, посвящали себя молитвам, гаданию, целительству, а в особенности — хранению обычаев и песен, в которых собрана вековая мудрость рода, его летописание.

Несмотря на обилие пещер в округе, в них никто не жил, ибо воздух под каменными сводами холоден и сыр, и пригоден лишь для духов. Сюда в урочный срок приносили жертвы, справляя магические обряды. Главный из этих обрядов — в честь духа реки, отмечаемый в дни летнего и зимнего солнцестояния. Накануне праздника один из старейшин племени собирает самых молодых охотников, в том числе неопытных, и наставляет их в том, что им предстоит совершить на следующий день. В который раз подряд за долгие годы важная задача поручалась Сыну Ветра.

Молодые охотники, некоторые почти мальчишки, уже поджидали старика на полянке. Из-за деревьев за ними с жадным любопытством наблюдали две юные сборщицы хвороста. Женщине не полагалось видеть подготовку лучника к празднику, чтобы не сглазить меткий выстрел; но легкомысленную молодежь не заботило соблюдение традиций. Девки бесстыдно подмигивали, отпускали острые шуточки, а парни с хохотом зубоскалили в ответ. Сын Ветра погрозил проказницам, и те проворно скрылись в лесу, убегая в сторону курящихся столбов.

Парни притихли, уселись вкруг, а белоснежно-седой, взлохмаченный волхв, стоя среди них, затянул густым голосом песнь.

Река Чесава — могучий дух, она одолевает всех. На заре мира, когда жили на земле великаны, они приходили к ее берегам меряться силами. И все были повергнуты и обращены в скалы. По сей день окаменевшие охотники недвижно смотрят на не укрощенную ими Чесаву, а она хлещет волной их бока. Свирепый речной дух рвется из разверзнутой пасти Дыроватого Камня, требуя людских жертв. Дух милует лишь достойных: тех, кто снизу попадет из лука либо пращи в алчную пасть Камня. Дважды в год — на коловорот полуночный и полуденный — молодые охотники пускают стрелу в пещеру, оберегая все селение от мести Чесавы.

Песнь оборвалась. Безусые новички задавали вопросы. Им было интересно, почему охотники не ходят на восток, стрелять в пещеру на реке Вежа. Пещера та уходит в сердце огромных братьев-камней и сама весьма огромна. «Недоброе место, гнилое», — пояснил старик и поведал предание.

Буйный дух Вежа свирепо бьется вешней порой, размывая берега и грозя неосторожным, но затем, с приходом летнего зноя, покоряется духам подземелий. Эти мрачные чудища утаскивают дух реки под серые скалы и терзают там целый год, прежде чем он выбьется на волю, едва сойдет снег. Недоброе место! Оттого никто из племени никогда не ходил к Воронкам с жертвой, не забирался в пещеру умилостивить духов.

— Нога дедов и прадедов наших никогда не ступала там! — подвел итог Сын Ветра, и авторитет предков служил самым весомым доводом.

Молодежь поднялась на ноги и двинулась к Дыроватому Камню: петь священные песни, заклинать оружие, слушать ветер и деревья, готовить себя к завтрашнему празднеству. Сын Ветра величаво и неспешно провожал юношей, но праща не отягощала морщинистых рук, а колчан не висел за сутулой спиной. Минуло его время справлять коловорот, и дни уходящей жизни наполняла гнетущая дума о будущем рода, о защите своего племени от неукротимого зла.

Е.Кузнецова

Газета «Пашия – Светлая река», №7 от 26 августа 2014 г.

 

Запись опубликована в рубрике Газета "Пашия - Светлая река", Краеведческий клуб "РОДНИК", Публикации Родника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *