Депутатов критиковать нельзя – они и так трудятся. Чиновников нельзя – оштрафуют за моральный ущерб. Учителей нельзя – они святые и обидятся. И что остается? Закрыть глаза на разрушение средней школы и тотальную дебилизацию детей… Нет, все-таки ради наших детей критика необходима! Им дальше жить и жизнь строить, так что у каждого родителя есть моральное право трясти и депутатов, и чиновников, и учителей. На своем сайте нам уже доводилось публиковать взволнованную заметку жителя Верхней Пышмы И.В. Полуйчика о кризисной ситуации в школьном образовании. На этот раз Игорь Владимирович размышляет о том, какой же должна быть нормальная школа. Предлагаем вниманию читателей фрагменты из новой статьи «Мысли об идеальной школе» – местами спорной, но в целом очень любопытной.
Мысли об идеальной школе
В последнее время раздается множество критических замечаний в адрес школы как института, однако критика требует определенной содержательной альтернативы, то есть видения: а какой могла бы быть школьная система в идеальном варианте? Как мог бы выглядеть этот ключевой общественный институт во многом формирующий наших детей, если бы мы его придумывали сейчас без оглядки на текущее законодательство и текущее устройство школы?
Мои мысли – это просто мысли папы, который толком не занимался старшим ребенком, передоверив его учителям, а на втором ребенке крепко задумался, в чем содержится истинная суть слов «посадить за парту» или «учиться, учиться и еще раз учиться». И на какой образовательный результат мы можем рассчитывать, доверяя ребенка школьной системе.
Не имея никакого педагогического образования или опыта, тем не менее, постараюсь создать целостную картину и даже наметить определенные мероприятия возможные к внедрению при действующем законодательстве в нашем городе.
1. Школа должна находиться в естественной для человека среде. Запирание детей в маленькие душные классы по тридцать человек, как селедки в бочку, явно не лучший вариант и НЕЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА для человека и тем более ребенка. В идеале весь образовательный процесс должен происходить на свежем воздухе, когда позволяют погодные условия и экипировка. По Царскосельскому лицею мы помним, что занятия в парках и на открытых пространствах были основным форматом. Тематические занятия детей могут проходить в помещениях музеев, театров, галерей, дворцов, спортивных комплексов в совершенно ином антураже и с максимальным приближением к духовному наследию, культурному и спортивному достоянию нашего народа. Занятия в классах должны быть лишь частым случаем, обусловленным плохими погодными или климатическими условиями.
2. Положение ребенка в образовательном процессе должно быть естественным. В какой позе ребенок лучше освоит материал, в предустановленной или той в которой удобно находиться? Конечно, в той, в которой удобно, если при этом ребенок не создаст неудобств другим детям и учителю. И какая поза удобна для ребенка? Да любая, особенно в начальной школе, где дети очень подвижны и постоянно находятся в высокочастотном резонансе, взаимодействуя с миром всеми органами чувств. Мы же почему-то решили «посадить детей за парту», то есть зафиксировать в самом неестественном для человека сидячем положении. Естественных положений у человека прямоходящего два: стоя в движении – когда мы работаем, и лежа – когда мы отдыхаем. Сидячее положение – промежуточное и НЕЕСТЕСТВЕННОЕ, оно рассчитано лишь на кратковременный прием пищи. В таком положении автоматически искривляются все физиологические процессы в организме: нарушается осанка, начинается отложение солей в сторону кобчика, стесняется дыхание.
3. Экипировка и школьные принадлежности должны носить естественный характер. Остановимся на одежде, ранце и пишущих принадлежностях. Какая одежда естественна для маленького человека? Та, в которой он быстрее и проще сможет воспринять духовное наследие своих предков – народная национальная одежда. Надев русскую (татарскую, башкирскую или любую другую) национальную одежду, человек даже в быту начинает вести себя по иному, более чисто в нравственном отношении. Каким должен быть ранец, если он вообще нужен? Не знаю, но точно не таким, как у моего первоклассника. Габариты ранца автоматически перевешивают ребенка и водружают ему на спину орден сутулого. Какими должны быть пишущие принадлежности? Их по сути два: перьевая ручка и химический карандаш. Однако нам не удастся не только вернутся к карандашам и перьям (хотя такие образовательные методики есть), очень трудно будет защитить авторучку и письменную речь как таковую, которые в скором времени будут отменены министерством образования. Уже сейчас в школах подмосковья идут образовательные эксперименты, переводящие все процессы на гаджеты, и этот опыт обязательно продублируют на всю страну.
4. Образовательный процесс должен быть творческим и интересным. Ваш ребенок в раннем возрасте – самый великий творец. Он рисует, поет, лепит, ломает, грызет, танцует, конструирует безостановочно. Творческие моменты решают проблему дисциплины через вовлеченность ребенка: если малыш заинтересован – его не нужно сторожить и приколачивать к парте, он не нарушит общую канву освоения материала другими детьми.
5. Образовательный процесс должен формировать практические навыки, необходимые человеку в жизни. Огромный духовный капитал всего общества очень быстро может наполнить знаниями и навыками маленького человека, и оградить его от массы сложностей и угроз. Так это и должно происходить в школе! А не то он как зашел туда дураком, не умеющим приготовить пищу, изготовить одежду, сделать временное жилище, отразить опасность – так дураком и вышел, не получив НИКАКИХ практических навыков, которые должны быть сопряжены с общеобразовательными предметами.
6. Формирование классов должно носить естественный, природосообразный характер. Можно ли учить в одном классе мальчиков и девочек? Детей разных возрастов? Детей нормальных и отстающих в развитии? Если дети формируют коллективное творческое поле и идет активная передача знаний от сильных слабым, то все эти совмещения возможны. Например, в школе Щетинина занимаются разновозрастные дети, реализуя принцип многодетной патриархальной русской семьи, когда старшие не давят, а подтягивают младших к своему уровню. В школе Жохова детьми формируется мощное коллективное творческое поле, которое подтягивает к своему уровню и коррекционных детей с задержками в развитии. В обычной школе активной передачи знаний между детьми не происходит, и кроме запрещенного списывания даже и форматов то таких нет. Поэтому на все три вопроса для нее следует отрицательный ответ.
7. Воспитательный процесс должен вырабатывать в детях положительные личностные качества. Доброта, смелость, решительность, взаимовыручка, бескорыстие, отвага, чувство юмора, сила воли, трудолюбие – вот то, что мы хотим видеть в своих детях. И здесь уместно подробно рассмотреть термин социализации. Как гласит Википедия, «Социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». Ключевое слово в дефиниции – «УСПЕШНО». Критериями успешности сейчас выставляются хитрость, изворотливость, беспринципность, продажность и лояльность системе. И социализация школьная нацелена на выработку этих качеств в ребенке.
Мои знакомые проводили в классах начальной школы такой эксперимент: целому классу детей выдавалась газета со словами о том, что это плот, надо встать на него всем классом и только те, кто на нем окажутся – спасутся, а остальные окажутся в открытом море. «А»-классы отличников с хорошими родителями доблестно проваливали задачу, толкались вокруг газеты не в силах залезть на нее больше, чем шестью ногами. У классов из троечников «В», «Г» или «Д» дела шли лучше. А победил вообще коррекционный класс, который прошел наименьшую социализацию по западному образцу. Они поставили в центр газеты самого сильного, вокруг него уместились еще четверо парней, обхватив друг друга и образовав условную кристаллическую решетку. На них сверху стали залезать другие дети, последние уже напрыгивали с разных сторон и свисали как гроздья. В итоге пятеро парней смогли удержать на себе почти весь класс и только в самом конце повалились в кучу-малу.
И теперь слова «вы не пройдете социализацию» звучат для меня в ином свете, поскольку под ней подразумевается способность ребенка играть в «последнего героя» или «голодные игры», то есть любой ценой передушить всех конкурентов, и одному возвышаться над горой поверженных противников.
В чем же суть правильной социализации и как ее пройти? В общем, очень просто – достаточно заменить в образовательных методиках звериный принцип «выживает сильнейший», на человеческий принцип, обеспечивающий выживание ВСЕХ.
8. Занятия должны носить естественный характер, то есть неструктурированный во времени, пространстве и предмете. При этом возможны широкие логистические перемещения детей, задействование технических средств из разных дисциплин, что автоматически вытекает из творческого характера задачи. В реальной жизни мы ведь тоже не бросаем неоконченное дело – это считается признаком плохой самоорганизации, а тут высидел урок – и хоть трава не расти.
9. Оценка образовательных результатов должна носить объективный характер. Одномерная пятибальная шкала – это по большому счету глупость. Если сомневаетесь – предположите, что ваш работодатель будет вам каждый день выставлять оценки, а на основании их главный бухгалтер скалькулирует вам зарплату. Уже через несколько недель ваша реальная деятельность будет иметь для вас меньшее значение, чем получение оценок.
Как же дать объективную оценку знаниям и навыкам? Во-первых, программу минимум должны освоить все дети что называется на твердую четверку, в советской школе это, в общем, было достигнуто, и тогдашние круглые троечники за пояс бы заткнули сегодняшних отличников. В остальном объективными результатами учебного процесса должны быть предметы детского творчества в разных областях, которые с возрастом будут лишь набирать масштаб и междисциплинарный характер. Начинаясь в младшей школы с глиняной лепнины, вышивки и акварелей, переходить в старшей школе к стихам, аэромоделям, масштабным инсталляциям и научным исследованиям, использующим знания кучи предметов. В этом плане школа должна трансформироваться в школу технического и народного творчества, а само освоение общеобразовательных предметов проходить применительно к предметному воплощению – тогда и синусы с косинусами пригодятся.
10. Ну и последнее, может быть даже самое главное. Школа должна опираться на единственную объективную систему знаний – русскую народную культуру, а также культуру других коренных народов России. Все прочие системы знаний временны и мимолетны. Во всем, что не касается, русской культуры, языка и литературы школьные учебники сто лет назад были совершенно другими, и через сто лет поменяются до неузнаваемости. Великий и могучий русский язык, народные русские сказки и былины, фольклор и песни, танец и музыка содержат в себе гигантские информационные пласты, сохранившиеся многие века, духовное наследие и нравственную опору всего нашего народа. В нашем регионе все то же самое касается татарской народной культуры и эпоса, в других регионах идеальная школа должна включать в себя духовное наследие других широко представленных коренных народов России.
Может быть, параметры предложенные мной надуманны и не существенны? Отнюдь – каждый из них оказывает существенное влияние на физическое и нравственное здоровье ребенка, его стремление к труду и знаниям, его способность жить в коллективе, а не выживать за счет окружающих. А это главное в образовательном и воспитательном процессе.
Читать полный текст статьи:
http://govp.info/igor-polujchik-myisli-ob-idealnoj-shkole.html