Битва за бюджет

elections2018«Денег нет, но вы держитесь!» – вот и все, что могут предложить единороссы, будь они хоть из Москвы, хоть из Перми, хоть из Горнозаводска. Как говорится, на семь бед – один ответ. Но что же это означает – «денег нет»? Их в стране вроде бы много, триллионы… Президент даже объявил амнистию по налогам, потому что денег в бюджете — завались. И в то же время денег нет. Как это?

Бюджет – это как бы общий кошелек. Есть бюджет семьи, бюджет поселка, города, региона, государства. Считать деньги в чужом кошельке частного лица – некрасиво и не позволительно. Зато нужно и полезно уметь считать деньги в кошельке собственном. В том числе в бюджете собственного муниципального района (или округа).

Занятие трудное, подчас заумное, но возможное. Главное понимать, как бюджет района устроен. А устроен он нехитро. Это, грубо говоря, такая таблица, где с одной стороны расписано, сколько денег в район за год придет, а с другой, куда эти деньги потратятся. Если сравнивать некоторые правила, по которым формируется бюджет района или бюджет любой семьи, то многое простым людям сразу становится не понятно.

Например, как можно угадать на год вперед, сколько денег реально поступит? Ведь в семье, даже если там каждый год одни и те же трудоспособные граждане приносят в дом одни и те же деньги, и то никто не возьмется предсказывать, каким получится совокупный годовой доход. И кризисы, и сюрпризы от работодателей, и рост цен на всё-всё-всё и вообще тотальная капиталистическая неопределенность приучили нас не доверять даже самим себе. А что уж говорить про доходы бюджета района?

Хотя, если в семье все оптимисты и верят, что не останутся без работы и зарплаты, то предстоящие доходы всё таки можно подсчитать. Скажем, вы получаете «чистыми» 10.000 руб./мес. И надеетесь, что весь год так будет. Тогда умножим на 12 (на число месяцев в году) и получим результат:

10.000 х 12 = 120.000 рублей.

Но повторим: чтобы быть уверенным в этих цифрах, нужно иметь работу и твердую зарплату.

А вот район совершенно не работает! В нем давно обанкрочено большинство самых разных предприятий, в том числе муниципальных, т.е. своих. Давно разбазарена или приведена в негодность львиная доля муниципальной собственности, здания и помещения пустуют и ветшают, вместо того чтобы сдаваться в аренду или использоваться под производство. Словом, район ничего не зарабатывает. Откуда, спрашивается, берутся «доходы» районного бюджета?

Тем не менее, бюджет района формируется на год вперед. И хотя мы все догадываемся, что этот бюджет в определенной степени все равно угадывается, давайте предположим, что мы получим к концу года столько, сколько предположили в начале. Потому что сейчас нам важно другое, а именно, каковы принципы формирования бюджета.

Есть ли какие-то ясные логичные принципы, на основе которых формируются бюджеты? Может быть, бюджет зависит от того, какой муниципалитет сколько налогов собрал? Нет таких цифр. Мы спрашивали неоднократно и, оказывается, никому неизвестно, сколько и каких налогов уплатили все вместе и по отдельности предприятия Горнозаводского района в бюджеты всех уровней. Это, похоже, вообще страшная государственная тайна. Вдобавок район никаких экономических программ не развивает, предприятиям и предпринимателям не содействует, сам вообще ничего не зарабатывает (о чем мы только что говорили). Почему? В том числе и потому, что нет прямой связи между работой и доходами бюджета, работай, не работай – денег больше не будет. То есть мы не видим в формировании бюджетов принципа «каждому по труду».

А, может быть, бюджет формируется по принципу «каждому по потребностям»? Тоже нет. Потому что если у посёлков растут долги по важнейшим статьям расходов (электроэнергия, коммунальные платежи, чистка дорог, зарплата сотрудников администраций), то о каких принципах «по потребностям» можно говорить – это ли не важнейшие потребности?

В Горнозаводске, Тёплой Горе, Пашии отсутствует система очистных сооружений, пришла в негодность и вот уже чуть не 10 лет не работает. И нет этих очистных сооружений ни в каких планах – ни в бюджете, ни в программах инициативного бюджетирования, ни персональной губернаторской или президентской программе помощи регионам и территориям. Никто во власти даже не подумал, что району нужны очистные сооружения! Никто не считает, что вам нужно пить чистую воду и очищать, пардон, наши отходы!

А еще району «не требуются» медицина, дороги, культура и многое другое, так как всего этого опять-таки никто в бюджет не спешит вписывать «по потребности». Поэтому, видимо, хоть с голоду помирай, а к принципам формирования бюджетов муниципалитетов реальные и насущные потребности муниципалитетов никакого отношения не имеют.

Может быть, бюджеты муниципалитетов изменяются в зависимости от того, сколько прогнозируется финансовых поступлений по всем бюджетам всей страны? К примеру, планируется общий рост доходов на 2 процента, то и бюджетам закладывается такой же рост. Ожидается убыток – будет пропорциональный убыток и территориям, и районам. Но за последние 10 лет бюджет Пермского края вырос на 40 процентов, а бюджет Горнозаводского района эти 40% не видел и, вероятно, не увидит. Нет, и принцип справедливой пропорциональности тоже не работает в отношении бюджета Горнозаводского района.

Увы, наша «бюджетная» фантазия исчерпала себя. Больше не приходят в голову какие-то понятные и цивилизованные принципы формирования бюджетов.

Зато остается принцип нецивилизованный. Принцип Попандопуло: «Это мне, это опять мне, это снова мне… кажется, я никого не обделил?»

popandopulo

Если вы надеетесь, что Попандопуло сам вдруг прозреет и увидит нужды тысяч людей, то горько ошибаетесь. Этого не произойдет. Поэтому нелепо сидеть и молчать, ожидая справедливости и щедрости от Попандопуло. Свое нужно громко требовать – и брать!

А для этого нужна команда народных представителей депутатов – и не таких, какие были во главе законодательной власти района последние годы. Нет, нужна команда тех, кто станет говорить с Пермью с позиций действительных интересов района и его жителей, кто, если надо, будет ставить условия, требовать и выбивать необходимые средства, кто будет защищать интересы района, а не сливать их в «общее место». Иначе говоря, району нужны люди решительные, которые не побоятся огорчать высоких чиновников, плюющих на проблемы жителей районов и территорий.

Что до старой команды тихонь, соглашателей и «миротворцев», старательно исполнявшей приказы Перми, то доверять этой команде больше нельзя. Переизбирать ее нельзя. Иначе… ну вот, чуть было не сказали, что вы останетесь с тем, что есть. Нет, вы с этим не останетесь. У вас заберут то, что есть, потому что впереди – новая оптимизация и новые реформы, новое урезание бюджета, навязанное правительством Пермского края.

И это не пророчество, не прогноз, это – твердый факт. Ведь обратного даже никто не обещает. Даже прежней жизни никто не обещает. Из ТАКИХ «необещаний» ТАКОЙ «команды» вывод только один – оптимизируют.

Запись опубликована в рубрике Власть, Выборы, Под народным контролем, Промышленный подъем. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *