Концессией по МУПам. Часть 2

ЖКХ-КонцессияПродолжаем рассказ о концессиях и о том «неожиданном» интересе, которым к ним воспылали некоторые предприимчивые чиновники. В прошлый раз на примере обманутых и ограбленных нижневартовцев мы увидели, какой оборот может принять передача в концессию муниципальных предприятий ЖКХ. Захват МУПов, совершаемый «в рамках договора», оборачивается для граждан ничем не оправданным ростом тарифов на коммунальные услуги. И разумеется, новые управленцы не собирались и не собираются что-то там инвестировать в ремонт и модернизацию систем жизнеобеспечения. Стоит ли ждать повторения подобного сценария в Пермском крае и конкретно в нашем Горнозаводском районе?

Да, ожидания вас не обманут. Пермский край давно зарекомендовал себя как территория особо резвых чиновников. По многим показателям мы впереди России всей. Здесь появились первые в России микрофинансовые организации – те самые неконтролируемые «быстрокредитные» конторы, которые берут по 700% годовых и больше, они первыми обвешали все население неподъемными долгами.

О муниципальной реформе можно и не упоминать – она шокировала не только пермяков. Укрупнение поселений проводилось и в других регионах, но никогда так массово, с ликвидацией местного самоуправления сразу в 9 (девяти) муниципальных районах! Добавим к этому бесконечную наглость краевой администрации: в других регионах с населением велся хоть какой-то диалог, людям что-то сулили, что-то внушали… У нас же сверху пришла команда: «Народ счастлив, все одобрямс». Протесты и возмущения были цинично проигнорированы.

Политика Перми в отношении муниципальной собственности поселений тоже прекрасно известна. Активная демуниципализация имущества проводится в Крае с начала 2000-х гг., причем с каждым годом ликвидация МУПов лишь набирает темп. Если взять только Горнозаводск и его ближайших соседей (Лысьва, Чусовой, Губаха, Гремячинск), то за период с 2002 по 2018 гг. включительно в этих городах уничтожено не менее 113 МУПов. Каков размах!

А ведь муниципальное предприятие – это не пустой сгнивший сарай, который можно вот так просто снести и ручки отряхнуть. Муниципальное предприятие – это дорогостоящий имущественный комплекс, каждый – до сотни миллионов рублей, который входит в систему жизнеобеспечения населенного пункта. Вашего жизнеобеспечения! – задумайтесь над этим хорошенько!

Учитывая все это, никто не удивится, если по Краю пойдет организованная волна концессий, подобных нижневартовской. И даже знаете что? Давайте-ка повангуем! Попробуем предсказать, какие из МУПов первыми будут отданы на съедение в Горнозаводском районе. Ну, во-первых, их у нас осталось не густо. Во-вторых, прекрасно известны наиболее проблемные из пока еще уцелевших и кое-как работающих. Конечно же, это ВОДОКАНАЛЫ.

Водоснабжение – золотое дно для желающих быстро обогатиться. Чиновники уже настолько запустили управление муниципальными водоканалами, что сумели внушить кое-кому мысль, будто водоканалы убыточны, работать не могут, пользы району не приносят. Этап пройден, следующий закономерный этап – либо распродажа банкротов по винтику, либо – концессия. Под предлогом, мол, бизнес вложится в коммуналку. Но никакой бизнес никуда вкладываться не будет. Коммунальное хозяйство продолжит ветшать. Водоканалы по-свойски отойдут в руки кумов-дружков-родственничков и прочих правильных человечков. И эти правильные человечки задерут тарифы выше крыши.

А что еще можно ждать от жуликов, хоть они и называют себя «бизнесменами»? Надеяться на появление порядочного бизнесмена – нелепо, это редкая особь. Таких власть старательно душит (как говорится, «кошмарит»), чтобы у правильных человечков не возникало конкуренции.

Впрочем, кое-какого сюрприза ожидать еще можно. Например, последующей приватизации муниципального концессионного имущества. В книжках говорится, дескать, по договору концессии переданное частнику имущество остается за муниципалитетом. Закон повторяет то, что говорится в книжках, но… уже с оговорками. Практика показывает картину совершенно обратную. Потому-то еще в 1985 г. американские эксперты назвали концессию косвенной приватизацией. Она применяется в тех случаях, когда прямой приватизации по тем или иным причинам старательно избегают.

Действующее российское законодательство работает на руку любителям разбазаривать муниципальное добро. Начать с того, что нигде в законах не объясняется суть концессии. Что это такое вообще? Что такое концессионное соглашение – объясняется, условия договора перечисляются, а вот предмет договора является загадкой. Но это только верхушка айсберга, грозящего потопить муниципальный «Титаник».

Закон о концессионных соглашениях (от 21.07.2005 №115-ФЗ) дает концессионеру преимущественное право на выкуп муниципального имущества, которым тот пользовался по договору концессии. И оставляет в собственности концессионера все имущество, созданное или закупленное за счет ресурсов, переданных по договору концессии. Дальше больше: Закон о приватизации (от 21.12.2001 №178-ФЗ) допускает, чтобы концессионер выкупал такое имущество в свою собственность не по рыночной стоимости, а дешевле. Одним словом, как договорится с чиновником – за столько и купит.

Не станем вываливать все факты и размышления сразу. Пока предлагаем гостям сайта подумать над прочитанным. И следить за нашими новыми публикациями.

(Окончание следует.)

Запись опубликована в рубрике Вопросы ЖКХ, Муниципальная экономика, Софоновщина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *