Пресса, телевидение и интернет периодически ошарашивают публику сообщениями о ясновидящих, полтергейсте и тому подобных паранормальных явлениях. Как-то не хочется повторять за СМИ журналистские «утки» в духе «Киркорова похищали пришельцы». Но и отставать по сенсационности тоже неохота. Гораздо лучше в День российской науки (8 февраля) посмотреть, что говорят ученые о загадочных, но вместе с тем реальных феноменах окружающего мира. И здесь любознательных ждет поразительная новость с переднего края науки: в последние годы удалось доказать существование аномальной зоны, охватывающей большую часть территории Горнозаводского района. Эта зона названа Койвинской аномалией.
Даже самые красочные сказки бледнеют перед научной истиной. В 1970-е гг. геологи пришли к убеждению в существовании особых участков на теле планеты — аномалий, более поразительных, а подчас и более опасных, чем широко разрекламированный Бермудский треугольник. Тогда же начала формироваться особая дисциплина — учение о геодинамических активных зонах, которое вместило в себя достижения тектоники, геодинамики, структурной геологии, геоморфологии, геохимии, гидрогеологии, геоэкологии и ряда других направлений.
Что понимают специалисты под активными зонами? Старший научный сотрудник лаборатории геологического моделирования и прогноза Естественнонаучного института ПГНИУ Игорь Сергеевич Копылов поясняет, что это участки земной коры, обладающие высокой активностью, которая проявляется в пониженной прочности коры, высокой трещиноватости и проницаемости грунтов и, как следствие, сопровождается различными негативными процессами — образованием разрывов, землетрясениями, выбросом радона и других веществ через глубинные трещины на поверхность. В пределах активной зоны всегда формируется аномалия, а иногда и несколько. Аномалия представляет собой область, резко отличающуюся по свойствам от окружающего пространства. Чаще всего аномалии выявляются по особому химическому составу и режиму подземных вод.
Западный Урал давно привлекал исследователей активных зон. С 1980-го года здесь взято на анализ много больше 300.000 проб с целью обнаружения аномалий. Стала вырисовываться поразительная картина. Уральские горы, как известно, являются громадной древней складкой, «сморщившейся» сотни миллионов лет тому назад. От этой складки через Прикамье тянутся мегатрещины, от которых, в свой черед, ветвятся локальные структуры размерами чуть поменьше. Как выяснилось, эти структуры контролируют месторождения полезных ископаемых. Калийные соли, алмазы, нефть и газ — все эти богатства разбросаны не как попало, их скопления контролируются глубинными линейными структурами земной коры.
Игорь Копылов, исследующий геодинамические активные зоны вот уже четверть века, убежден, что почти каждая из них скрывает подземную сокровищницу. Но ученый не питает ложных иллюзий: эти же структуры контролируют и потенциально опасные участки, где велик риск аварий на газо- и нефтепроводах, железнодорожных путях и т.д. Вот почему так важно выявлять и исследовать аномалии. Аномалия — ключ к активной зоне, а значит, ключ от счастья. Или, напротив, от ящика Пандоры со всеми его бедствиями.
Проблема состоит еще и в том, что некоторые активные зоны никоим образом не связаны с древними разломами. Происхождение таких зон есть дело рук человеческих. Заброшенные рудники и прииски, старые карьеры, громадные отвалы пустой породы (терриконы) и многие другие последствия трудовой деятельности негативно влияют на земную кору, создавая в ней напряжения, готовые в любой момент спровоцировать катастрофу.
Скажем, многие наслышаны о проблемах Перми. Город стоит на рудниках XVIII-го столетия, которых насчитывается около полутысячи! Старые раны, оставленные в земле Егошихинским заводом, сегодня создают угрозу для жильцов многоквартирных домов. Анализ риска затруднен тем, что техногенные аномалии здесь накладываются на природные, связанные с естественными глубинными структурами. Хозяйка Медной горы — это не просто выдумка безграмотных работяг. Наши далекие предки прекрасно осознавали, насколько жестокими и коварными могут быть недра, особенно недра потревоженные: Малахитница немного одарит, да больше назад возьмет.
Койвинская аномалия примерно совпадает территориально с границами Горнозаводского района, занимая площадь 1768 км2 в верхнем и среднем течении реки Койвы. Эта аномалия определяется учеными как геохимическая, поскольку сигнализирует о себе особым химическим составом грунтов, почв, донных осадков и вод. Она является областью концентрации элементов галлия, свинца, цинка, фосфора, марганца и хрома, в пределах которой отмечаются также локальные скопления меди, бария, титана и ванадия.
По мнению И.С. Копылова, эти скопления элементов (даже скандально известного у нас ванадия) являются естественными и не представляют экологической угрозы. Местные заводы и рудники Строгановых-Голицыных не оказали такого влияния на недра Урала, чтобы последствия их деятельности проявлялись в нашем районе сегодня.
Однако наличие аномалии само по себе говорит о существовании активной зоны. Изучение местного «Бермудского треугольника» еще продолжается, здесь очень много неясностей, но в настоящий момент можно предположить, что Койвинская аномалия относится к сейсмоопасным узлам, то есть участкам коры, где возможны землетрясения. И этот вывод налагает требования геологической безопасности на градостроительные и промышленные проекты в пределах нашего района. Неосмотрительность при проектировании горных выработок, жилых построек и прочих объектов чревата аварийными ситуациями.
Однако есть и радостная новость. В 2008 г. первооткрыватель Вижайского алмазоносного района Наталья Викторовна Введенская (которой, к слову, в сентябре текущего года исполнится 100 лет!), сопоставляя результаты собственных и позднейших исследований россыпей в окрестностях поселка Промысла, пришла к выводу, что Горнозаводский район рано причислять к «индустриальным кладбищам». Кроме отработанных промышленных россыпей, здесь, особенно в пределах проявления «Алмазный ключ», могут обнаружиться коренные месторождения алмазов. Измерения И.С. Копылова и его коллег косвенно подтверждают эту смелую гипотезу. Обширные данные показали связь месторождений алмазов с аномалиями. Что если Койвинская аномалия тоже сигнализирует о наличии в нашем районе кимберлитов?
Источники:
- Копылов И.С. Особенности геохимических полей и литогеохимические аномальные зоны Западного Урала и Приуралья //Вестник ПГУ. Вып. 1(10). 2011. С. 26—37
- Копылов И.С. Теоретические и прикладные аспекты учения о геодинамических активных зонах. 2011. — http://www.science-education.ru/98-4745
- Копылов И.С., Ликутов Е.Ю. Структурно-геоморфологический, гидрогеологический и геохимический анализ для изучения и оценки геодинамической активности //Фундаментальные исследования. 2012. №9 (часть 3). С. 602—606
- Введенская Н.В. О возможном проявлении алмазоносного кимберлитового магматизма на западном склоне Среднего Урала // Вестник Ин-та геол. Коми НЦ УрО РАН, 2008. №10. С. 16—19