До праздника Великой Победы ждать еще почти три месяца. Но разве нужен такой повод, как 70-летний юбилей, чтобы вспомнить о войне, о бойцах? Конечно, не нужен! И поселковая газета «Пашия – Светлая река» в свежем номере опубликовала фронтовые истории, которые были собраны и записаны В.Я. Цымарманом. О боях Великой Отечественной войны рассказывают сами участники этих событий, наши земляки.
Лиллак Александр Давыдович, проживал по ул.Калинина, д.12.
– Дядя Саша, за что тебе дали первую награду?
– Службу я начал кавалерийской части, номером орудийного расчета – подносчиком снарядов. Орудия калибром 45 мм, прозванное в народе «Прощай Родина». От места, где расположилась батарея, до снарядов к нашим орудиям надо было идти через поле, которое простреливалось. Машины, которые привезли снаряды, разгрузились там, докудова смогли проехать – на краю поля. Снаряды хоть и маленькие, но в руках много не унесешь. А тут бой разгорается – давай снаряды. Решил я свою лошадку «монголку» приспособить снаряды подвозить. Навьючиваю на нее два ящика снарядов, закрываю сверху стеблями кукурузы и пошли снаряды подвозить. К исходу боя оказалось, что снаряды есть только у моего орудия. За смекалку в бою меня представили к медали «За Отвагу» и направили ну курсы наводчиков орудия.
– Дядя Саша, а как тебя ранило?
– Дело было в Карпатах. Нашу колонну остановили снайперы, выбивая огнем командный состав. Наше орудие выдвинули вперед, и мы начали стрельбу по ориентирам, которые нам называли. А снайперы стали стрелять по нам. Один за другим весь расчет был расстрелян. Я, как наводчик, был закрыт щитком орудия – не так на виду. Оставшись один, я сам бежал за снарядом, заряжал, наводил и стрелял, все время двигался. Слышу, меня за бок что-то дернуло, но не останавливаюсь – стреляю и стреляю. Но вот все стихло. Снайперы не стреляют, толи убиты, толи сделали свое дело – задержали колонну и ушли. Потрогал свой бок рукой – а там кровь. Пуля снайпера пробила мне бок как раз по ремню – навылет – легкое ранение… Осталось нас из расчета ранеными двое – остальных убило.
Шардин Александр Матвеевич, проживал по ул.Энгельса, д.11. Человек жизнерадостный, служил танкистом (заряжающим).
– Дядя Саша, ты всю войну на одном танке прослужил?
– Да вы, что, ребята! Один-два боя – и нету машины, едем на завод за танками. Заряжающим хорошо – не страшно, так как ничего не видишь. Знай, кидай снаряды, какие скажут. Услышишь команду «выпрыгивай», не мешкай, выскакивай из танка – «горим».
Дружинин Георгий Иванович, проживал по ул.Маяковского. Служил танкистом (заряжающим).
– …Я самым молодым был в экипаже, заряжающим. Подходит мой командир и говорит: «Поедешь на курсы наводчиков». Я отвечаю: «Да зачем мне это, мне и заряжающим хорошо и в экипаже уже притерся?» А он мне и говорит: «Езжай, Жора, поживешь немного подольше». Прибыл я в часть с курсов, а знакомых-то уже никого и не встретил, бои были сильные.
Варрэн Георгий Елизарович, проживал по ул.Калинина, д.35, кв.2. Служил морским пехотинцем, участник войны с японцами.
– Высадили наш десант на скалистый берег, волны бросают моряков с размаху на камни. А мы с оружием, в одежде. Надо зацепиться за берег хоть как, не смог – волна тебя подхватит и снова с размаха об камни ударит, и все – утонешь. А под руками все скользкое, мокрое. Выхватил я кинжал и с размаху ударил им и уцепился за землю, успел отползти дальше, что бы меня опять волной не утащило. И вышли на берег из нашей команды двое: я и наш командир и в бой…
Щепилов Геннадий Иосифович, проживал по ул.Пролетарская, д.15.
– Нас в бой отправили курсантами – потом доучитесь. Выдали оружие: автоматы, гранаты. Поставили задачу: «Взять высоту, выбить противника». До нас взять ее уже несколько раз не вышло. Команда «Вперед» – и мы, стреляя на ходу, махом залетели на эту высотку. Смотрим только вперед, не оглядываемся, молодые спортивные парни. Закрепились на высоте. И слышим – самолеты гудят вражеские на подходе. Команда «Отойти на исходные рубежи». Мы бегом с высоты в свои окопы. Вот тут-то мне и стало страшно, я увидел, сколько моих товарищей осталось лежать на этой высоте убитыми. Налетели самолеты и перепахали бомбами оставленную нами высотку.