Нет ничего скучнее чтения законов, так заковыристо и занудно они написаны. Тем не менее, чтобы быть человеком грамотным и понимать происходящее вокруг (в регионе, в государстве, в мире) законы почитывать надо. Особенно когда они, эти законы, напрямую тебя касаются. Если же законов не читать и не понимать происходящего, то навсегда останешься в обиженных и обделенных. Твою судьбу будут решать за тебя какие-то посторонние дяди и тёти из числа тех, кого показывают по телевизору.
С этой мыслью мы заглянули в Закон Пермского края №191-ПК от 28 февраля 2018 года «О финансовом обеспечении в связи с отдельными видами преобразования муниципальных образований в Пермском крае».
Уже одно название может испугать чуть ли не до смерти: «преобразование образований» – о чем вообще речь? Но давайте почитаем без паники. Закон совсем-совсем недавний, как видите, ему всего-то три недельки. Стало быть, принят он нашим Законодательным собранием в связи с какими-то событиями, которые разворачиваются в Крае на текущий момент.
В статье 2 Закона поясняется, что преобразованным муниципальным образованием законодатель называет городской округ, который был образован за счет объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, которому как раз и присваивается статус городского округа. То есть «преобразование муниципальных образований» предполагает то самое укрупнение поселений, какое охватило добрую половину Пермского края: превращение районов в округа за счет слияния поселков с малыми городами.
Как видно из статьи 1, создатели Закона преследовали цель урегулировать порядок предоставления новорожденным округам финансовых средств «на компенсацию выпадающих доходов». В следующей статье поясняется, что надо считать выдающими доходами. Выпадающие доходы – это «расчетный объем налогов, недополученный бюджетом преобразованного муниципального образования».
То есть муниципальный район до преобразования собирал некоторую сумму в виде налогов и сборов, которые составляли доходы его бюджета. Исходя из собираемости налогов и сборов, каждый район планирует на каждый год некую величину ожидаемого налогового дохода. Однако создатели Закона №191-ПК рассчитали, что после преобразования районов в округа преобразованные поселения недополучат некоторого объема средств. В бюджете появится недостаток против ожиданий, и такой недостаток называется выпадающими доходами.
Видите, как интересно читать законы? В официальных речах нам объявляют, что после преобразования муниципальных районов в округа поселения станут получать больше финансовых ресурсов. Так на словах. На деле же пермский законодатель исходит из того, что реформа снизит доходы поселений. Часть доходов попросту «выпадет». И куда-то пропадет.
Почему? Не ясно. Мы уже публиковали материалы, где на пальцах объясняется, что:
а) житель городского округа будет платить в виде налогов и сборов больше, чем сельский житель сегодня;
б) житель городского округа не сможет воспользоваться теми льготами, какими пользуется сельский житель сегодня;
в) жители дальних поселков в составе округа попросту не захотят оформлять многие льготы, потому что больше потеряют на поездках в центр.
Подведем итог. Округ станет собирать больше денег, чем муниципальный район. Однако эти деньги уйдут мимо окружного бюджета, вероятно, в Пермь. То есть вы будете платить больше, а в бюджете вашего округа все равно образуются «выпадающие доходы». Хитро устроено?
Далее законодатель поясняет, что объем компенсации выпадающих доходов утверждается законом о бюджете Пермского края и предоставляется бюджетам округов (преобразованных муниципальных образований) в форме дотаций. То есть на словах муниципальная реформа стартовала, чтобы «вылечить» дотационные территории. На деле муниципальная реформа лишь сделает наши районы-округа еще более зависимыми от дотаций!
Теперь о сроках предоставления дотаций. Компенсацию нам будут платить до тех пор, пока ожидаемый объем налога в округе (налоговый потенциал) не превысит уровень… 2014 года. Учитывая темпы инфляции, можно сказать, что уровень 2014 года пермские округа превысят довольно скоро. И тогда этой дотации лишатся. Словом, жалкий финансовый ручеек, струящийся в бюджеты районов, после муниципальной реформы превратится так и вовсе в ничтожную капель.
Настораживает в Законе №191-ПК и кое-что другое. Выпадающими доходами здесь названы исключительно налоговые доходы, причем нет оговорки, что такое толкование дается исключительно в целях настоящего Закона. Следовательно, и в этом и в любом другом законе наши парламентарии условились считать выпадающие доходы по происхождению налоговыми, то есть связанными с налоговыми поступлениями в бюджет.
Тем самым законодатель грубо нарушает сложившуюся в стране бюджетную терминологию и практику исчисления доходов поселений. Дело в том, что доходы бюджета могут быть по происхождению как налоговыми, так и неналоговыми. Налоговые – те, которые собраны с населения и с бизнеса. Неналоговые – те, которые поселение заработало самостоятельно, распоряжаясь своим имуществом (муниципальной собственностью).
В этом случае возможны выпадающие неналоговые доходы. Например, когда администрация поселения продала или, по халатности, довела до негодности часть муниципальной собственности, прежде использовавшейся для сдачи в аренду и т.д. То бишь у поселка сначала имелись доходы в виде арендных платежей, но после выбытия имущества доходы из бюджета выпали.
Тут все понятно. Непонятно, зачем пермский законодатель отказывается признавать выпадающие неналоговые доходы. По логике законодателя, неналоговых доходов нет и быть не должно. Если поселок не получил или недополучил доходов от своего имущества – это для законодателя не страшно, такие мелочи незачем учитывать и уж тем более исправлять. Странная логика, однако…
Хотя эта логика (странная лишь в глазах разумного и рачительного человека) лежит в русле той безумной политики, которая подчинила себе чиновников Пермского края. Политики, нацеленной на полное разбазаривание муниципальной собственности. Политики, воспрещающей муниципалитетам вести учет муниципальной собственности, следить за ее сохранностью, использовать с выгодой для населения и в интересах устойчивого развития местной экономики.
Но это уже тема для другого разговора. А вы пока подумайте над тем, какое будущее уготовано Горнозаводскому району и прочим «преобразуемым образованиям».